НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Типичный ислам


Книге такого рода следует появляться первой по теме. Но, поскольку о культовом искусстве ислама на русском языке издано раз, два и обчелся, будем считать ее не слишком опоздавшей.

Альбом назван с пафосом, но это скорее руководство, нежели панегирик. “Великие святыни ислама” – книга просветительская, и в этом ее главное назначение. Она учит различать культовые постройки ислама, и структура альбома разработана именно с этой целью.

Открывает книгу карта: оцените показательный разброс памятников культовой исламской архитектуры – от Туниса до Китая. Следом идет хронологическая таблица. Эпохи и династии, которые идут внахлест, как ковры, когда их мечет перед вами торговец на восточном базаре. Разобрать этот орнамент с первого раза читателю все равно не удастся – едем дальше.

Следующий раздел назван с просветительским простодушием – “Признаки исламского культового здания”. Адресовано в том числе и неискушенному туристу. Чтобы тот не принял минареты за мачты стадиона и не полез в бассейн для ритуальных омовений. А наоборот, смог отличить минарет кирпичный от каменного и определить по типу двора, в какую мечеть его занесли ноги.

“Основные элементы исламской культовой архитектуры” – раздел для тех, кто миновал предыдущие ловушки и попал внутрь мечети. Здесь показаны типы молитвенных залов и их элементы – в зависимости от типа мечети (иранская, арабская или османская). Встык сверстаны изображения куполов, сводов, решеток, мозаик и сталактитов Ирана, Средней Азии, Турции и Марокко. Весьма показательное зрелище.

Вообще, фотографии, из которых состоит подавляющая часть книги, сочны и ярки и к качеству – за редким исключением – не придерешься. Что радует, поскольку искусство ислама рассчитано именно на то, чтобы поражать визуально.

Завершает альбом “Свод памятников”: главные культовые объекты в странах, расположенных по алфавиту, – от Афганистана до Йемена. Представлены знаменитые культовые комплексы Мекки, Стамбула, Иерусалима, Самарканда, Каира и т. д. Но также – что не менее важно – единичные объекты, затерянные в небольших городках, которые часто остаются за бортом книг по искусству ислама.

Особый интерес – мечети Китая, в архитектуре которых “иранский план” пропущен сквозь “призму” китайского стиля. Надо сказать, что эти разделы (где представлена культовая архитектура “окраинных” исламских стран – от Испании до Индии) вообще самые любопытные. Как любопытно любое искажение классики локальным “чувством прекрасного”.

Не ждите от этой книги откровений о духовных прозрениях ислама – и того, как эти прозрения выражаются в архитектуре. Альбом работает с типичным, общим. Он классифицирует, фасует. Фотографии минаретов и сводов дают не столько понимание, сколько представление. Фиксируют в сознании образ, чтобы неискушенный читатель мог отличать иранский минарет от османского – для начала.

По этому принципу построена вся книга, и в этом ее цельность, честность. И даже светский вроде бы монумент “Памятник погибшим” в Ираке (1990 год постройки) не нарушает ее единства. Поскольку памятник представляет собой гигантских размеров иранский купол, рассеченный надвое.

И этот купол прежде всего типичен.