ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ


Россия – не Китай

На статью “Тактики и стратеги” (№ 147 от 11.08.2005, стр. А4)

То, что именуется “китайский путь”, к России не применимо: реформы в 1978 г. Китай начинал в той же демографической ситуации, что была в России в 20-х гг. прошлого века, – три четверти населения страны живет в деревне.

Китай начал с реформ именно в с/х – огромная масса сельских производителей в результате этого этапа реформ стала производить значительно больше продуктов, чем раньше, а конкуренция среди них на годы вперед определила низкую цену продуктов в Китае, что позволило ему почти два десятилетия удерживать очень низкий уровень оплаты промышленных рабочих за счет крайне дешевого продовольствия. Дешевая рабочая сила в те годы – один из главных движущих факторов китайской экономики плюс отсутствие пенсионной системы. У России ни в 1985 г., ни в 1992 г. таких условий уже не было, была перевернутая относительно Китая ситуация – 85% населения в городах и лишь 15% – в деревне.

Максим Авербух, замначальника отдела ценных бумаг, Москва

ФНС надо помочь

На статью “Побороть в себе фискала” (№ 146 от 10.08.2005, стр. А1)

Наведение порядка в налоговых органах и борьба с “налоговым террором”, безусловно, необходимы. Вот только решение этой проблемы с помощью самого налогового ведомства вызывает некоторые сомнения. Уже несколько лет самореформируется Министерство обороны – и все без особого успеха. Службы собственной безопасности существуют во всех силовых структурах, однако сотрудники этих ведомств продолжают совершать преступления. Так что если ликвидацией “налогового террора” будет заниматься только ФНС, затраты на администрирование этого процесса, боюсь, существенно превысят эффект.

Кардинальное решение этой проблемы возможно только с участием всех субъектов налоговых отношений, которые в этом чрезвычайно заинтересованы и способны внести существенный вклад в решение столь важной задачи. Сценарий определен историей: замена идеологии борьбы в налоговых отношениях на идеологию взаимовыгодного партнерства. Сегодня ряд факторов сдерживает становление партнерских отношений в сфере налогов: налогоплательщик в глазах налогового инспектора остается потенциальным нарушителем по определению и, в свою очередь, платит им тем же. Злоупотребление правами каждой из сторон как защитная реакция на недоверие и взаимную подозрительность. Отсутствие формализованного сообщества добросовестных налогоплательщиков и системы преференций по отношению к ним. Обращение в судебные органы из-за несущественных проступков при полном отсутствии оперативных досудебных процедур разбирательства.

[...] Повсеместное развитие и поддержка партнерских отношений во взаимодействии государства и общества, бизнеса, гражданина – реальный шанс для консолидации общества и долгожданного подъема нашей страны. Добросовестные налогоплательщики должны привлекаться государством для гармонизации налоговых отношений, условия реализации ФНС такой инициативы уже существуют.

Олег Куликов, гендиректор Объединения работодателей электроэнергетики России

Ради защиты прав

На статью “Ходорковского – в депутаты!” (№ 146 от 10.08.2005, стр. А1)

Здесь интересна реализация гражданами своих конституционных прав, а не участие в выборах конкретного гражданина Ходорковского. Тем более что, вероятно, это будет последняя возможность идти на выборы в качестве независимого депутата. Просто так сложилось, что у Ходорковского на это дело еще достаточно ресурсов, так пусть хоть эти деньги будут потрачены с пользой – на пропаганду конституционных прав граждан.

Олег Коптелов, Москва

Заколоченный ящик

На статью “Конкуренция почтой” (№ 144 от 8.08.2005, стр. А1–А4)

Сравнивать скорость доставки корреспонденции в Японии, Германии, странах ЕС и в России некорректно без ссылки на расстояния. Точно так же не выдерживают критики ссылки на перегруженную инфраструктуру. Достаточно посчитать количество отделений почтовой связи на душу населения, чтобы понять – их в России дефицит.

Что же до бизнес-составляющей, то почтовая связь выполняет немалую социальную функцию (кстати, ровно как и холдинг “Связьинвест”). Попробуйте обсчитать рентабельность отделения связи где-нибудь за Полярным кругом. Естественно, что вам как человеку, думающему о прибыли и/или спокойном сне акционеров, придется его закрыть, оставив почтовый ящик, приколоченный к бараку райадминистрации.

Реформа почты России, бесспорно, необходима. Только не за счет веерной приватизации на основе “успешного западного опыта”. В противном случае завтра развалится то, что есть, а послезавтра на карте страны появятся белые пятна.

Дмитрий Шевченко, Москва

Государство – это насилие

На статью “1600 минимизаторов” (№ 142 от 4.08.2005, стр. А4)

Известно, что страховые схемы применяли в том числе налоговые органы для оплаты сотрудников. Известно, что единственный случай организации страховых схем, дошедший до суда, закончился ничем: в деятельности руководителя страховой компании не нашли состава преступления.

Налицо два фактора. Фактор первый – схемы считались законными и применялись очень широко. Пенять за их применение руководству “ЮКОСа” аморально. Ведь схема зарплат в конвертах применялась еще шире, да и сейчас применяется кое-где.

Фактор второй. Попусту обвинять руководителей компании, оптимизирующих ее деятельность, в личной жадности. Так обязан поступать любой вменяемый руководитель. Можно говорить только о неосторожности. [...]

Начнем с того, что государство – это насилие. Государство – это кража. Это самоочевидные вещи, которые философы объяснили миру пару тысяч лет назад. Сколько процентов этого насилия идет на “содержание старушек”, а сколько на поддержание самого насилия, обсуждаемый и считаемый вопрос. Дань, оброк, барщина, подать, тягло – виды налогов – все как один носят в русском языке отрицательный оттенок. В нашем обществе никогда не было зазорно уклоняться от уплаты налогов. Отмечу, что в империи дворянство и духовенство от налогообложения были освобождены.

Если очевидный угнетатель – государство, определяющее налоги, какой-то вид деятельности или способ присвоения дохода не облагает налогом, из этого вовсе не следует, что получать такой доход или вести такую деятельность является разновидностью воровства. Этак вы договоритесь до того, что переход на упрощенку, если он выгоден предпринимателю, тоже воровство.

Итак.

1. Налоги – зло, к сожалению, необходимое.

2. Чтобы минимизировать это зло, государство должно их устанавливать по возможности маленькими.

3. Государство должно вести себя по отношению к налогоплательщикам добросовестно, как минимум устанавливать нормы закона так, чтобы они были понятны и недвусмысленны и не допускать избирательного применения норм закона.

4. Наши налоговые органы не понимают ни одного из трех вышеперечисленных пунктов, а посему являют собой образец вредоносной бюрократической корпорации.

Сергей Салтыков, директор по управлению активами, Москва

Определить правила игры

На статью “1600 минимизаторов” (№ 142 от 4.08.2005, стр. А4)

Цель любой коммерческой организации – прибыль, которая [...] нужна не только для того, чтобы “нахапать и сбежать за границу”, но и для инвестиций, для создания большей стоимости. А инвестиции – это рост экономики и благосостояния всего государства. У государства всегда есть возможность добиться уплаты необходимых платежей, изменив закон и закрыв лазейки, но почему у нас государство любит пользоваться другими методами – сажать, а не принимать законы, ясно определяющие систему налогообложения. Взять те же трансфертные цены – законодательства нет, но кто-то ими пользуется, а кто-то уже испугался.

Виктор Тунев, начальник аналитического отдела ИК “Ермак”, Пермь