Приманка для CEO


В конце июля GT объявил, что Александр Виноградов, совмещавший должности главного управляющего (СЕО) и президента, с 1 сентября 2005 г. будет занимать только последний из этих постов. Новым СЕО компании стал бельгиец Жан-Пьер Вандромм.

Как говорится в документах, поданных недавно GT в американскую комиссию по ценным бумагам (SEC), годовой оклад Вандромма первоначально составит $500 000. До официального вступления в должность в августе этого года он получит единовременный бонус в размере $250 000. Бонус по итогам года у Вандромма может достигать 75% годового дохода – до $375 000.

Кроме того, Вандромм получает право продать в течение трех следующих лет тремя равными траншами 200 000 акций компании, выкупленных им по цене на 19 июля 2005 г. ($29,83 за акцию). По оценке Объединенной финансовой группы, через год стоимость акций GT может достигнуть $38,6 – тогда, реализовав первый транш, Вандромм может через год заработать $584 000. Также Вандромм может реализовать еще 200 000 акций, выкупленных по той же цене, если до августа 2008 г. стоимость акций Golden Telecom в течение 30 дней будет превышать $50. Это может принести ему как минимум $4 млн.

Опционные и бонусные программы включены в контракты многих топ-менеджеров телекоммуникационных компаний. При этом часто их сумма превышает годовой оклад. “В моих доходах собственно зарплата занимает 35%, все остальное бонусы и опционы”, – рассказывает вице-президент “Корбины Телеком” Александр Малис. По его словам, выплата его бонуса непосредственно зависит от прибыли компании и обычно составляет два годовых оклада. Годовой оклад самого Виноградова в 2004 г., по данным Yahoo! Finance, составляет $410 000, а опционы и бонусы в прошлом году принесли ему $1,41 млн.

У топ-менеджеров “ВымпелКома”, по словам вице-президента по международным связям компании Валерия Гольдина, бонусы могут достигать до 40% от годового оклада. Есть в “ВымпелКоме” и опционная программа, под которую зарезервировано 0,88% обыкновенных акций компании. У МТС под опционы зарезервировано 0,5% акций.

“Зарплата платится за основную работу, а рывки, рекорды, достижения стимулируются именно бонусами и опционами”, – замечает гендиректор “Комстара” Семен Рабовский. По его словам, его годовой бонус привязан к коэффициентам эффективности компании. Тот, в свою очередь, рассчитывается на основе финансовых параметров (рост выручки, капитализации) и нефинансовых (доля рынка, доля доходов от новых услуг). По словам гендиректора “ПетерСтара” Виктора Кореша, он получает только оклад без бонусов и опционов. Тем не менее недавно после продажи пакета акций “ПетерСтара” Кореш, будучи топ-менеджером акционера “ПетерСтара” – американской Metromedia, – получил вознаграждение на сумму $1 млн.

По мнению хедхантеров, и зарплата, и опционные и бонусные программы у Вандромма вполне типичны для крупного топ-менеджера компании фиксированной связи. “Годовой доход руководителя крупной компании на российском телекоммуникационной рынке может достигать $2-3 млн с учетом бонусов и опционов”, – говорит управляющий партнер компании по подбору руководителей Winner Partners Григорий Окунь.

“Введение таких опционов, как у Golden Telecom, преследует вполне понятные цели: привязать CEO к компании на определенный срок и простимулировать его на достижение амбициозных планов – увеличить стоимость акций почти на 65%”, – говорит партнер компании “РосЭксперт” Анна Кофф. Правда, аналитик ИК “Проспект” Ирина Ложкина замечает, что довести стоимость акций до $50 будет сложно. “Акции GT уже долгое время стоят на месте и не имеют тенденции к росту”, – объясняет Ложкина.