Yahoo! покупает долю в Alibaba


Планируется, что основатель Alibaba Джек Ма останется председателем совета директоров и гендиректором своей компании. При этом в совет директоров Alibaba войдут по одному представителю Yahoo! и корпорации Softbank, еще одного акционера китайской компании. Оставшиеся два кресла в совете будут занимать Ма и один из топ-менеджеров Alibaba.

В результате сделки Yahoo! получит наряду с 40% обыкновенных акций Alibaba и 35% голосующих акций, став таким образом крупнейшим стратегическим инвестором китайской компании. Часть названной суммы в $1 млрд должна быть использована для покупки акций у нынешних акционеров Alibaba.

“Мы считаем Китай одним из самых стратегически важных рынков с точки зрения интернет-бизнеса”, – заявил Джерри Ян, один из основателей Yahoo!, планирующий войти в совет директоров Alibaba. По его словам, новый альянс будет строиться по той же схеме, что и созданное ранее в Японии совместное интернет-предприятие Yahoo! и Softbank (там обе компании также стали миноритарными акционерами).

Председатель совета директоров и гендиректор Yahoo! Терри Семел заявил, что его компания полностью доверяет Alibaba и высоко ценит ее управленческий потенциал. “Партнерство открывает перед нами широчайшие возможности”, – добавил Семел.

Alibaba, в свою очередь, получает контроль над китайскими активами Yahoo!, в том числе действующими под брэндом американской компании. По словам Семела и Яна, руководители и члены совета директоров Alibaba вскоре должны будут выработать новую стратегию бизнеса, которая будет опираться на глобальный опыт и технологии Yahoo!.

В Китае Yahoo! приходится ожесточенно конкурировать не только с местными компаниями, но и с мировыми лидерами в области онлайновых услуг, также стремящимися утвердиться на одном из самых динамичных рынков. По числу пользователей Интернета Китай занимает сейчас второе место в мире – в Сеть регулярно выходят около 100 млн жителей страны. Ожидается, что в течение нескольких лет Китай обойдет по масштабам интернетизации нынешнего лидера – США.

Корпорация eBay, владеющая крупнейшим в мире онлайновым аукционом, уже стала одним из лидеров в своем секторе китайского рынка. В ближайшем будущем eBay намерена вложить в свои китайские операции $100 млн. Активно осваивает этот рынок и Microsoft, которая, в частности, открыла в марте китайский раздел интернет-портала MSN. Присутствие Google на китайском рынке до сих пор было не очень заметным, но сейчас и эта компания быстро наверстывает упущенное.

В числе прочего Alibaba организует B2B-порталы, связывающие производителей с мелкими и средними торговыми компаниями во всем мире. Кроме того, Alibaba владеет онлайновым аукционом TaoBao, который сейчас активно конкурирует с eBay на китайском рынке. (WSJ, 11.08.2005, Александр Силонов)