Чтобы не забыли


Стартовавший двенадцать лет назад Международный авиакосмический салон в подмосковном Жуковском быстро стал одним из излюбленных развлечений столичной публики. В прошлые годы даже добраться до авиасалона бывало непросто – к городу со стороны Москвы ведет двухрядная дорога, на которой желающие посмотреть на мастерство пилотов и авиатехнику умудрялись выстраиваться в пять рядов. “Это самое крупное регулярное мероприятие в Москве и области, – говорит замгендиректора концертного агентства ICA Music Николай Музырев. – Даже самые массовые концерты на Красной площади собирают лишь около 100 000 человек”. В 2003 г. на МАКС приехало около 700 000 любителей самолетов. В этом году организаторы рассчитывают, что число посетителей превысит 1 млн человек. По официальным данным, организаторам авиашоу удалось заработать в 2003 г. $20 млн, но на этот раз они прогнозируют свои доходы на уровне $12 млн.

Крупнейшие мировые авиасалоны – это не только мертвые петли на потеху публике, это еще и многомиллиардные контракты, которыми МАКС пока похвастаться не может. До сих пор самой крупной реальной сделкой, заключенной на этом салоне, был контракт с Вьетнамом в $250 млн на поставку зенитно-ракетных систем С-300 в 2003 г. В этот раз результаты будут скромнее, предсказывает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Ожидается, что европейский концерн EADS подпишет с “Иркутом” протокол о намерении завершить к концу года сделку по покупке 10% акций и создаст с ним СП по маркетингу самолета-амфибии Бе-200 за рубежом. А Финансовая лизинговая компания обещает подписать с “Сухим” контракт на покупку 10 разрабатываемых ближнемагистральных самолетов RRJ. Ситуацию может исправить “Аэрофлот”, если объявит о покупке 50 самолетов RRJ, но у “Сухого” пока нет полной уверенности, что это случится, говорит источник в этой компании.

Ранее руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин говорил о необходимости согласования к МАКСу указа президента о создании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Но будет он подписан сегодня или во время выставки, пока не понятно, констатирует источник в правительстве.

Впрочем, салон откроет сам президент Владимир Путин, а позже на МАКС могут приехать премьер Михаил Фрадков и министр промышленности Виктор Христенко, а также министр обороны Сергей Иванов. В этом и заключается значение выставки, полагает директор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак: “МАКС превратился в мероприятие, сравнимое с европейскими авиасалонами в Фарнборо и Ле-Бурже, задача которых – доказать правительству, а в западном случае – налогоплательщикам необходимость этой отрасли. В США таких салонов нет, потому что там убеждать в этом никого не надо”. А по словам Макиенко, салон нужен для того, чтобы “раз в два года обратить внимание начальства на существование авиапромышленности, но пока эти попытки, к сожалению, к успеху не привели”.