Дорогая лоза


Недавно руководитель компании Louis Roederer Champagne обвинил LVMH Mo?t Hennessy Louis Vuitton в том, что компания, используя инсайдерскую информацию, повысила цену и отбила у его компании 8 га драгоценной земли. LVMH отрицает обвинения, но Roederer от этого не легче – за последние 20 лет она увеличила свои владения в Шампани всего на 20 га.

Жизнь виноделов не такая сладкая, как в прежние времена: виноград растет, а им расти некуда. Объем продаж шампанского по всему миру в прошлом году достиг $4,5 млрд, увеличившись с 1990 г. на 54%, но территория, на которой по закону 1927 г. позволено выращивать виноград, по-прежнему составляет 33 600 га. Свободными остались только несколько сотен гектаров, часть из которых занята постройками. Поэтому за 1 га здесь можно потребовать до $1,2 млн.

В июле рынок взбудоражила новость о том, что семья Таиттинже выставила на продажу принадлежавшие ей бизнес по производству шампанского и гостиницы. Она владела около 280 га земли. Виноделы, знающие, что шанс отхватить участок такой земли представляется один раз за несколько десятилетий, втянулись в битву землю. Но земля досталась американскому фонду прямых инвестиций Starwood Capital. Ожидается, что последний оставит себе только гостиничный бизнес и заключит негласные соглашения с представителями младшего поколения Таиттинже о перепродаже им остальных активов.

Дефицит земли вынуждает некоторых виноделов Шампани выступать за расширение границ провинции, но никто не надеется, что это случится раньше чем через 10 лет. Так долго ждать придется и потому, что время уйдет на тестирование почвы, которая должна соответствовать высоким стандартам Шампани. Кроме того, придется решать имущественные споры между фермерами, оказавшимися на земле, которая резко возрастет в цене.

В отличие от большинства винодельческих областей во Франции земля Шампани не принадлежит виноделам – она является собственностью местных фермеров, которые владеют 90% виноградников. Компании, которым принадлежат незначительные участки, зависимы от их владельцев и растущих цен на виноград. Сейчас виноград из Шампани стоит от $5 до $7,5 за килограмм. Именно поэтому продажа Taittinger вызвала ажиотаж на рынке – на аналогичное предложение другой компании, Lanson, он прореагировал вяло. Taittinger со своими 280 га может самостоятельно обеспечить половину своих потребностей в винограде (в среднем по отрасли этот показатель составляет 13%), а Lanson не владеет землей и полностью зависит от фермеров. По мнению представителей местной ассоциации Comit? Interprofessionnel du Vin de Champagne, которая объединяет и виноделов и фермеров, последние не менее зависимы от первых. Если они поднимут цены слишком высоко, упадут продажи. Вся винодельческая отрасль этой провинции в отличие от некоторых других продолжает процветать, хотя виноделам и приходится бороться с дефицитом винограда и удовлетворять растущий спрос на шампанское. Один из выходов – продавать больше этого вина в США, Великобритании и Японии, где оно стоит намного дороже, чем на родине шампанского. (WSJ, 12.08.2005, Кирилл Корюкин)