Хитроу не принимает


Все началось в четверг, когда сотрудники американской Gate Gourmet, поставляющей бортпитание для British Airways, узнали об увольнении 800 своих коллег. Это известие спровоцировало начало забастовки. Сотрудники Gate Gourmet обратились за поддержкой к работникам других подразделений Хитроу. В итоге также прекратили работать грузчики, уборщики, работники багажного отделения и сотрудники аэропорта, осуществляющие регистрацию билетов на рейсы British Airways.

В забастовке приняли участие несколько тысяч человек. В четверг была отменена половина рейсов из Хитроу, а в пятницу British Airways пришлось и вовсе отменить все рейсы и начать переговоры с бастующими. Прекратили отправку пассажиров и несколько других авиакомпаний, которые пользовались наземными службами British Airways. Среди них Qantas, Sri Lankan Airlines, Finnair, GB и British Mediterranean. Впрочем, уже к концу дня в пятницу часть бастующих вышли на работу. А в субботу British Airways, хоть и с задержками, смогла восстановить около 80% своих рейсов. По сообщению BA, полностью ситуация нормализуется не раньше вторника. Все выходные компания вела переговоры с бастующими. Их результаты пока не известны.

Представитель посольства России в Англии Светлана Бикмолина рассказала “Ведомостям”, что из-за забастовки в Хитроу оказались “взаперти” и российские граждане. Но их число она не назвала. Бикмолина пожаловалась, что в четверг BA “не удосужилась покормить пассажиров”, а из-за отсутствия мест “они располагались на полу в аэропорту”. Только день спустя людям начали выдавать ваучеры на сумму от 10 до 40 фунтов, сообщила Бикмолина. По словам сотрудника пресс-службы российского представительства British Airways Эдуарда Ермолина, в пятницу авиакомпания начала расселять пассажиров по ближайшим отелям, а для оставшихся соорудила большой шатер у аэропорта. Несмотря на известие об остановке работы в Хитроу, люди в надежде вылететь продолжали прибывать в аэропорт. Это создавало давку в аэропорту. На въезде и выезде из аэропорта образовались огромные пробки.

British Airways уже попросила пассажиров, пострадавших от забастовки, не обращаться с исками в суд, пообещав во внесудебном порядке разобраться с каждым, в частности компенсировать стоимость билетов. Партнер юрфирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян считает, что пассажиры и не смогут подать иски, ведь по местному законодательству действия профсоюзов – забастовки и проч. – расцениваются как форс-мажорное обстоятельство.

Это не первая забастовка в Хитроу. В 2003 г. из-за трехдневной стачки сотрудников наземных служб не смогли улететь 10 000 человек. По мнению аналитиков, убытки компании от нынешней забастовки могут составить более $50 млн.

Российские бизнесмены спокойно относятся к проблемам в Хитроу. “Лондон – деловая столица Европы, но ведь есть резервные аэропорты, куда можно приземлиться, кроме того, в августе деловая жизнь замирает”, – говорит сотрудник “Русала”. А управляющий директор инвесткомпании “Ренессанс Капитал” Александр Перцовский добавляет, что при наличии мобильной связи и Интернета непредвиденные задержки сотрудников не сказываются.