Профессор создал систему трехмерного звука


Как и большинство современных мультиплексов, новый многозальный кинотеатр в немецком местечке Ильменау, расположенном на территории бывшей Восточной Германии, демонстрирует все последние голливудские новинки – от новой серии “Бэтмена” до третьей части “Звездных войн”. Но тех, кто торопится в третий зал на восьмичасовой сеанс, ждут совершенно необычные ощущения. Этот зал оснащен последним изобретением аудиотехники – системой трехмерного звука. Авторы изобретения уверены, что их детище – это лучшее, что появилось в мире звука после создания формата MP3, который позволяет сжимать музыкальные файлы.

Им виднее. За этим изобретением стоят такие умы, как профессор Карл-Хайнц Брандербург, один из нескольких ученых Германского государственного института Фраунхофера, которые в 80-е годы разработали стандарт MP3. Этот стандарт обрел широкую популярность после того, как компания Apple выпустила плейер iPod. Именно благодаря MP3 у меломанов всего мира появилась возможность скачивать и прослушивать тысячи песен.

Очередное изобретение профессора Бранденбурга – технология Iosono – посвящено в первую очередь качеству звука. Многоопытный 51-летний изобретатель не сомневается, что Iosono станет стандартом в отрасли. “Когда-нибудь, может быть через год, или через пять лет, или через семь, или через 10, постепенно весь мир перейдет на Iosono”, – уверен Бранденбург.

Технология Iosono, утверждает он, это очередной шаг естественного эволюционного процесса в звукозаписи. Сначала звук можно было записывать и воспроизводить только в формате моно, затем появились стереозаписи, а затем и формат Dolby Surround Sound 5.1, в котором сейчас записываются звуковые дорожки к фильмам. “Iosono – это звук в трех измерениях, – поясняет профессор Бранденбург. – Получается своеобразная звуковая голограмма”.

На первый взгляд технология не впечатляет. Динамики (всего их 192) высотой в полметра опоясывают кинозал. Естественно, с таким количеством динамиков звук должен быть хорошим. “С таким количеством обычных динамиков звук будет громким, в этом вы правы. Но он не будет звучать более естественно”, – говорит Тонио Палмер, генеральный директор компании Iosono, которая собирается поставить технологию на коммерческую основу.

В основе технологии Iosono лежат ни много ни мало 19 патентованных изобретений. По сути, это метод генерации звуковых волн, которые воссоздают натуральную атмосферу более правдиво, чем традиционные методы воспроизведения. Естественно, алгоритмы генерации весьма сложны, но результат их работы впечатляет. “Кажется, что звук может исходить из любой точки как внутри, так и снаружи замкнутого пространства. Вообразите, что сзади к креслу зрителя крадется тигр, а по соседним рядам прыгают сверчки”, – утверждает буклет компании.

Тем не менее остается вопрос, сумеет ли компания Iosono убедить потенциальных клиентов, что будущее именно за этой технологией. Самый большой шанс на успех – это, конечно, Голливуд. Поэтому прошлым летом компания Iosono открыла свой второй демонстрационный зал в Лос-Анджелесе. В Голливуде новую технологию оценили по достоинству, утверждает Палмер: “В нашем зале побывало более тысячи представителей киноиндустрии и шоу-бизнеса. Это и предприниматели, и технические специалисты, и люди творческих профессий. Теперь о нас говорит весь город”.

Но убедить киноиндустрию перейти на новый стандарт гораздо сложнее, чем заставить людей говорить о себе. Студии неохотно переходят на новую технологию, поскольку кинотеатры не оборудованы для нового формата. А владельцы кинотеатров не хотят закупать новое оборудование, пока нет фильмов, записанных в формате Iosono.

С экономической точки зрения задача выглядит весьма непросто, и создатели технологии надеются в основном на силу убеждения. “Мы хотим, чтобы Iosono восхищались. По нашему заказу будут отсняты видеоролики, раскрывающие все возможности Iosono, продолжительностью 30 и 90 секунд. С ними мы поедем и в Голливуд, и к владельцам кинотеатров и сразим их наповал”, – говорит Палмер.

А пока Iosono собирается сконцентрироваться на продаже технологии тематическим паркам, планетариям и концертным залам. Но тем временем все острее встает вопрос о том, хватит ли у компании средств, чтобы дожить до победы нового формата. Текущего капитала должно хватить до конца года; и в Германии, и в США идут разговоры о получении $5–10 млн от венчурных капиталистов. По прогнозам, этой суммы должно хватить Iosono на ближайшие 2–3 года. В эту сумму входит запланированное сооружение демонстрационных площадок в Германии и Нью-Йорке, в том числе и в ночных клубах. “Диджеям понравятся возможности новой системы”, – уверен Палмер. Возникает извечный вопрос: если все будет хорошо, кто сумеет заработать на этой технологии? По германским законам исследовательский институт Фраунхофера не имеет права вкладывать деньги в дочерние компании. Но он внес в акционерный капитал компании несколько важных патентов и поэтому остается одним из крупнейших акционеров. Еще один крупный акционер – профессор Бранденбург вложил в компанию часть денег, полученных от продажи прав на MP3. (FT, 11.07.2005, Полина Михалева)