Судостроитель-гигант


“ИСТ” объявила о продаже ОПК около 82% акций Балтийского завода в пятницу. “Верфям давно нужен был единый собственник. Наш актив оказался привлекательнее для ОПК, чем их актив для нас”, – объясняет вице-президент группы “ИСТ” Игорь Цыплаков. Единый собственник организует единое управление верфями, говорит он. По словам Цыплакова, Балтийский завод на ближайшие три года имеет заказов на $600 млн, в том числе на $230 млн в этом году. Член совета директоров ОПК Владимир Желонкин в беседе с “Ведомостями” не подтвердил и не опроверг заявление “ИСТ”. А источник, осведомленный о ходе переговоров, пояснил, что в пятницу сделка еще не была закрыта, чем и объясняется отсутствие совместного заявления.

Участники не разглашают сумму сделки. Источник, знакомый с ходом переговоров, утверждает, что первоначально “ИСТ” просила за Балтийский завод $200 млн, а ОПК предлагала $50 млн. Источник полагает, что сумма сделки не превысила $100 млн. Аналитик “Ренессанс Капитала” Мария Алексеенкова считает, что при текущей капитализации Балтзавода в $98 млн премия за контроль может составить от 30% до 70% и теоретически сумма сделки может лежать в диапазоне $130–170 млн, даже если не учитывать участок земли в центре города, на котором расположен Балтзавод, – 60 га на Васильевском острове. Гендиректор компании “РМС-оценка” Петр Кудин оценивает землю и недвижимость предприятия в $50–80 млн. Балтзавод занимает “золотую” землю, считает первый зампред комитета экономического развития, промышленной политики и торговли петербургской администрации Юрий Раков. Он не исключает, что все судостроение теперь сосредоточится на территории “Северной верфи”, принадлежащей ОПК.

Ирина Ложкина из инвестиционной компании “Проспект” полагает, что при показанном Балтийским заводом по итогам I квартала долге в $23 млн сумма сделки с учетом премии за переход контроля, но без учета стоимости земли может составить $105–110 млн.

В апреле “ИСТ” и ОПК заключили соглашение о разделе рынков, согласно которому планировалось, что “Северная верфь” сосредоточится на военном, а Балтийский завод – на гражданском судостроении, а “ИСТ” продаст ОПК 18,7% “Северной верфи”. Это соглашение поставило точку в конфликте, который был вызван спором за китайский контракт 2002 г. на постройку двух эсминцев ценой в $1,4 млрд, который достался “Северной верфи”. А в июне “ИСТ” предложила ОПК пакет акций в Балтийской объединенной судостроительной компании (БОСК), куда помимо Балтзавода вошли два КБ – ЦКБ “Айсберг” и Специальное КБ котлостроения. Оба этих КБ, как следует из пресс-релиза “ИСТ”, остались за рамками нынешней сделки. Двум верфям нужен был единый владелец, который проводил бы единую политику, уверен Раков. По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, соглашение о разделе рынков в случае, если у двух заводов будет один владелец, не имеет смысла. Новые фрегаты для ВМФ Индии, переговоры о продаже которых могут вскоре начаться, и схожие с ними новые фрегаты для российского флота экономически целесообразно строить на Балтзаводе, который выполнил предыдущий индийский заказ, говорит эксперт. А консолидация двух крупнейших российских производителей надводных кораблей пойдет только на пользу отрасли, считает Макиенко.