ВЕКТОР


Рискованный маршрут

ФСФР обеспокоена перетеканием российского рынка акций за границу, однако на Запад двигаются уже и рублевые облигации. Большим успехом у иностранцев пользуются структурные продукты на рублевые бонды, и с каждым днем таких инструментов становится все больше. Ведь ставки на внутреннем рынке пока выше, чем на внешнем, а рубль продолжает укрепляться. Местные долги переупаковывают почти все присутствующие в России западные инвестбанки, и их примеру собираются последовать даже некоторые отечественные банкиры. При этом объем бумаг в свободном обращении снижается, ведь при выпуске производных продуктов базовый актив замораживается. Структурные продукты уже выпущены на облигации “Газпрома”, РЖД, Внешторгбанка. А на прошлой неделе более половины выпуска новых трехлетних облигаций банка “Московское ипотечное агентство” на 1 млрд руб. купил банк “Кредит Свисс Ферст Бостон”, дочерняя структура швейцарской группы Credit Suisse. Возможно, и долги МИА будут завернуты в красивую упаковку и проданы на Запад. За счет подобных сделок повышается риск ликвидности на внутреннем рынке, и, возможно, ФСФР уже пора обратить внимание на эту проблему.

Ненужный порт

Латвия вновь решила избавиться от принадлежащих ей 38,62% нефтяного терминала Ventspils nafta. Рига подумывает о продаже своих бумаг на Рижской фондовой бирже. Раньше республика планировала объединить госдолю с пакетом компании Latvijas naftas tranzits, владеющей 49% акций концерна, но не договорилась с ней.

Теперь все свои надежды латвийские власти возлагают на финансового консультанта, который, по словам представителя Агентства приватизации Айга Пелане, должен привлечь на торги максимальное число участников. Но портфельные инвесторы вряд ли сгодятся Латвии. Ведь терминал должен достаться тому, кто может экспортировать через Ventspils nafta российскую нефть. Беда Латвии в том, что за последние годы отечественные нефтяники экспортируют сырье другим путем – по Балтийской трубопроводной системе через российский Приморск. В итоге перевалка нефти в Вентспилсе упала практически до нуля. Для привлечения внимания к себе концерн даже начал давать рекламу в специализированных российских изданиях для нефтяников. Но вряд ли нефтяные компании заинтересуются этим предложением. Труба на Приморск исправно перекачивает экспортное сырье, а последний затор случился более двух лет назад. Единственный шанс Латвии – ждать, пока в России опять не появится дефицит экспортных мощностей. Но этого может и не случиться, ведь в последнее время темпы добычи нефти в России растут слишком медленно.