Индустрия притормозила


Вчера на совещании Владимира Путина с членами правительства министр экономического развития и торговли Герман Греф сообщил, что в июле промышленное производство выросло на 4,9% по отношению к июлю прошлого года. По отношению к июню 2005 г., по расчетам министра, рост составил 0,8%, а с начала года накопленный рост промпроизводства дотянул до 4,1%. “На смену интенсивному росту в июне в июле темпы роста несколько ниже, но он продолжается, и это важно, – полагает Греф. – По всем основным секторам обрабатывающей промышленности рост выше, чем в сырьевой отрасли”.

Анну Бланк из Экспертной экономической группы оценки Грефа удивили. “Если промышленность за июль к июлю выросла на 4,9%, то однозначно получается, что к июню она должна была упасть”, – уверена экономист. По ее оценке, без снятия сезонного и календарного фактора это падение -0,5%. А по оценке Валерия Миронова из Центра развития – даже -0,7%. “После перехода Росстата при подсчете данных по промышленному производству на ОКВЭД с ОКОНХ в этом году творится что-то странное: помесячные результаты прыгают неимоверно, поэтому посчитать рост с учетом сезонности почти невозможно, – полагает Бланк. – Но даже по грубым прикидкам видно, что в июле роста 0,8% с учетом сезонного и календарного фактора и близко нет, скорее падение за счет июня”. С этим согласен и Миронов. Но Бланк добавляет, что если смотреть на данные по инвестициям в предыдущие месяцы, то рост в июле должен быть. “Похоже, сейчас имеет смысл анализировать промышленность только в разрезе кварталов”, – считает она.

У Владимира Сальникова из Центра макроэкономического прогнозирования и анализа оценка совпадает с Минэкономразвития. “Это предварительные данные, – оговаривается Сальников, – но у нас получается рост июля к июню в 0,8%”.

Миронов готов объяснить очередное падение темпов роста промышленности. “В этом году две отрасли тянут промышленность вниз – это нефтедобыча, доля которой в индустрии составляет 11,5%, и автомобилестроение (10,8%), – полагает Миронов. – Если бы нефтянка давала 10% роста, а автомобилестроение – 5%, как в прошлом году, то вся промышленность вышла бы на 8–9%, как этого и можно было ожидать с учетом резкого роста цен на нефть и внутреннего спроса”. Но добыча нефти за полгода выросла всего на 2,7%, а производство автомобилей сократилось примерно на 6–7%, напоминает Миронов. “К сожалению, июньский рост во многом был обеспечен отраслями, которые не могут стабильно давать взрывной результат, например электровозостроением”, – говорит Миронов.

У Сальникова есть объяснения роста. “Рост идет в железнодорожном машиностроении, пищевой и легкой промышленности, похоже, пошел восстановительный рост и в автопроме, – считает эксперт. – Разгоняется все, что ориентировано на внутренний спрос – как на потребительский, так и на инвестиционный”.