Новый фаворит инвесторов


Вчера “префы” “Транснефти” подорожали на 7,5% в РТС и на 2,7% на ММВБ, причем на них пришлось 18% оборота классического рынка РТС ($5,5 млн из $30,8 млн). А за последние полтора месяца их цена выросла почти в полтора раза – с $871 28 июня до $1282 на закрытие вчерашних торгов в РТС. При этом капитализация компании совсем немного недотянула до $2 млрд и по итогам торгов составила $1,993 млрд.

Инвесторы оценили преимущества “Транснефти”. Спрос на ее услуги гарантирован до тех пор, пока Россия будет добывать нефть. При этом ей не стоит опасаться конкуренции, зато ее тарифы хоть и регулируются государством, но не сдерживаются по “социальным” соображениям, поскольку не напрямую затрагивают население. Все эти факторы существовали и раньше, но в последнее время решающее значение приобрела близость компании к государству.

У акций “Транснефти” нет политического риска, от которого устали инвесторы, говорит аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. Не случайно в последнее время одними из самых популярных российских акций являются бумаги “Газпрома” и Сбербанка. В них вкладывали свои средства не только рядовые инвесторы, но и крупные российские предприниматели, среди которых структуры Елены Батуриной, Сулеймана Керимова, Сергея Веремеенко, Филарета Гальчева, Бориса Мошковича и др. Акционеры “Транснефти” пока менее известны. До 2003 г. 80% обращающихся на рынке бумаг (20% уставного капитала) принадлежали “Интерросу”. Затем совладелец холдинга Владимир Потанин признался, что продал пакет. Из нынешних крупных держателей этих бумаг известен лишь “Базовый элемент” Олега Дерипаски, аффилированным структурам которого принадлежат 6,6% “префов” (1,65% капитала).

“Компания стала еще одной великолепной историей среди практически безрисковых акций госкомпаний – “Газпрома” и Сбербанка”, – рассуждает ведущий трейдер “Тройки Диалог” Алексей Долгих. По его словам, вчера “префы” “Транснефти” были особенно популярны у российских брокеров.

Инвесторы начали понимать, что у “Транснефти” в отличие от других компаний нефтяного сектора выше качество прибыли, так как оно не зависит от цен на нефть, добавляет старший аналитик Brunswick UBS Каха Кикнавелидзе. А Павел Дерябин, управляющий активами фонда East Capital, в портфеле которого есть бумаги “Транснефти”, считает, что инвесторы ждут роста тарифов “Транснефти” вслед за ростом нефтяных цен и усиления влияния государства на отрасль.

Наконец у инвесторов появилась надежда, что дивиденды монополии будут не такими низкими, как хочет менеджмент, добавляет Дерябин. “Префы” “Транснефти” всегда покупали ради дивидендов, говорит Лукашов. И монополия обычно оправдывала ожидания. За 2003 г. она заплатила своим акционерам почти четверть прибыли. Но в этом году “Транснефть” предупредила инвесторов, что собирается потратить $11,5 млрд на строительство Восточного нефтепровода, так что в ближайшие годы больших выплат от нее ждать не стоит. За 2004 г. она решила выделить на дивиденды по “префам” 500 млн руб. – втрое меньше, чем годом ранее.

Тогда рынок отреагировал обвалом котировок: 7 февраля акция “Транснефти” стоила в РТС $957, 11 февраля – $900, а в середине мая – всего $769, потеряв с начала февраля 20%.

Но чиновники пока не утвердили предложения о сокращении дивидендов “Транснефти” – Минэкономразвития согласилось с монополией, но Росимущество настаивает, что компания не должна снижать выплаты. Монополия до сих пор не провела годовое собрание акционеров, и, по словам двух членов совета директоров, решение еще не принято. И все же некоторые инвесторы поверили, что дивиденды сократятся не так сильно, как предлагает компания, полагает Лукашов.

“Надежда на это невелика, но инвесторы вкладывают в долгосрочную бумагу, не обращая внимания на этот риск”, – говорит Кикнавелидзе. По его мнению, акции “Транснефти” и сейчас торгуются с дисконтом. На днях Brunswick повысил ожидаемую через год цену акций с $1231 до $1925, рекомендовав “покупать” эти бумаги. Долгих вспоминает, что после предложения резко сократить дивиденды интерес игроков к акциям “Транснефти” немного угас. “Но акции компании, которая выигрывает не только от фантастических цен на нефть, но и от тарифов на ее транспортировку, не могут не быть хитом рынка”, – резюмирует он.