Пауза придает сил


В прошлом году Питер Олсон, гендиректор издательства Random House, принадлежащего немецкой медиагруппе Bertelsmann, предложил программу предоставления оплачиваемых творческих отпусков для ветеранов компании. “Сначала некоторые руководители скептически отнеслись к этой идее, – говорит Олсон. – Они высказывали сомнения, начиная с того, сколько это будет стоить, и заканчивая тем, кто будет работать за отпускников”.

Но Олсон не сдавался. Он считает, что творческие отпуска – прекрасный способ удержать способных сотрудников. Преимущества, по его мнению, перевешивали неудобства для менеджеров, которые вынуждены заново планировать работу на период длительного отсутствия подчиненных. Популярны ли такие отпуска? По оценкам издательства Random House, более 800 человек из почти 3000 его американских сотрудников, в том числе редакторы, складские рабочие и менеджеры по продажам, к концу 2006 г. воспользуются творческим отпуском.

Метод мотивации

По результатам опроса, проведенного Обществом по управлению человеческими ресурсами, расположенным в Александрии, штат Вирджиния, всего 6% из 390 опрошенных американских работодателей предоставляют оплачиваемые творческие отпуска и около 17% – неоплачиваемые. Значительное число этих работодателей принадлежит к правительственному или некоммерческому сектору.

Джон Бремен, специалист по зарплатам консалтинговой компании Watson Wyatt Worldwide, утверждает, что творческие отпуска приобрели популярность в 1990-е гг., во время бума интернет-компаний, когда работодателям приходилось жестко конкурировать за талантливых кандидатов. Во время экономического спада идея отошла на второй план, но сейчас к ней опять возвращаются, особенно в компаниях, которым требуются новые идеи. Издательства, рекламные агентства, высокотехнологичные и консалтинговые компании относятся к творческим отпускам лучше, чем, например, предприятия, занятые производством или финансами.

Компании, предоставляющие такую льготу, понимают, что отдых становится важным мотивационным инструментом, особенно для самых полезных сотрудников компании. “В последние несколько лет люди очень много работали, и им надо восстановиться, – говорит Бремен. – Компании понимают, что, если они не предоставят такой возможности, их сотрудники выдохнутся и уйдут или, что еще хуже, выдохнутся и останутся”.

Условия получения длительного отпуска сильно разнятся. Сотрудники Procter & Gamble могут претендовать на отпуск длительностью до 12 недель уже после года работы в компании и затем каждые семь лет. Этот отпуск не оплачивается, хотя сотрудники продолжают пользоваться льготами. Журналисты и редакторы, отработавшие 15 лет в американском журнале Newsweek, получают право на полугодовой творческий отпуск, в течение которого они будут получать половину своей зарплаты. Программа творческих отпусков Random House распространяется на штатных сотрудников, которые отработали в компании не менее 10 лет. Сотрудники с десятилетним стажем получают четыре недели отпуска, с двадцатилетним – пять недель и т. д. Предполагается, что сотрудники могут взять творческий отпуск в строго определенный год. У тех, кто проработал 10 лет до 2004 г., есть срок в три года, который заканчивается в 2006 г.

Предвестник перемен

11 июля 2005 г. Эндрю Уэбер, вице-президент по производству и технологиям Random House, вернулся из четырехнедельного творческого отпуска, большую часть которого он провел со своей семьей. Он говорит, что полон новых сил. В его отсутствие работа над проектами, которыми он руководит, не стояла на месте. “У нас способная команда”, – говорит он. Другие по возвращении меняют свою жизнь. Сюзанн Хертц, бывший редактор и директор по рекламе издательского дома Doubleday Broadway Publishing Group, принадлежащего немецкой медиагруппе Bertelsmann, ушла в творческий отпуск в ноябре 2004 г. Она провела шесть недель, сначала путешествуя по Мексике и Коста-Рике, а затем дома с детьми. В отпуске она укрепилась в своем желании сменить работу, которое она уже начала обсуждать со своим начальником. “Отпуск добавил мне уверенности. Я смогла уйти с работы. Для меня это было важным решением”, – говорит 42-летняя Хертц. Сейчас она работает над созданием нового подразделения внутри Doubleday, где она займет пост главного редактора.

Когда ветераны отдыхают, сотрудники, заменяющие руководителей, получают возможность расширить свои навыки и продемонстрировать таланты. “Те, кто проявляет себя хорошо, становятся кандидатами на повышение в должности”, – говорит Олсон. Творческие отпуска окупаются сторицей, считает Рон Хилл, директор по розничной торговле обувью компании Nike. Сотрудники возвращаются с новыми силами и благодарностью компании. “Естественно, ты признателен компании, которая дала тебе такую возможность”, – говорит он.

Российские работодатели пока не предоставляют своим сотрудникам творческих отпусков, считает Александра Тюрина, эксперт по подбору персонала рекрутинговой компании Manpower. “Творческие отпуска были распространены в советские времена. Коммерческие организации не хотят отпускать надолго сотрудников и при этом продолжать платить им зарплату”, – подтверждает Елена Рудавина, директор по персоналу издательства “Просвещение”. По ее словам, в издательском бизнесе короткие творческие отпуска могут получить разве что художники, работающие над долгосрочными проектами. “Мы даже не называем это творческим отпуском. Считается, что человек выполняет надомную работу”, – уточняет Рудавина.

Раньше в издательстве существовал так называемый библиотечный день, отмечает она. Раз в неделю редакторы могли посещать научные библиотеки и работать там. “Однако библиотечный день часто превращался в хозяйственный день – сотрудники посвящали его личным делам. Поэтому мы отказались от этой практики”, – рассказывает Рудавина. А в издательстве появилась собственная библиотека с читальным залом.

Российские компании более гибко, чем американские, относятся к творческим людям, убежден Андрей Болд, арт-директор московского офиса международного рекламного агентства BBDO. В России считается, что творческую личность нельзя ставить в жесткие рамки, в Америке все должны подчиняться строгим корпоративным правилам, добавляет он. В России творческие люди, уставшие от офисной рутины, иногда переводятся на внештатную работу. Причем многим удается сохранить плодотворные отношения с бывшим работодателем. “Мне нравится такой свободный творческий полет”, – рассказывает Болд, которому удалось поработать в Москве и Нью-Йорке. “Но, с другой стороны, работа в штате дает ощущение стабильности и приносит постоянный доход”, – заключает он.

Понятие “творческий отпуск” плохо совместимо с должностью руководителя, считает Анна Кофф, партнер хедхантинговой компании RosExpert. Управленец не может бросить на произвол судьбы свою компанию. Решения в бизнесе должны приниматься каждый день, добавляет она. Правда, иногда акционеры или директора компаний берут небольшой тайм-аут во время слияний или поглощений. “Это можно назвать своего рода творческим отпуском, потому что в это время топ-менеджер или акционер решает для себя, уйдет ли он из компании или останется для разработки какого-нибудь нового проекта”, – поясняет Кофф.

Не исключено, что в недалеком будущем практика творческих отпусков вернется в Россию, считает Тюрина из Manpower. Тем более, что по мнению консультантов по управлению персоналом, многим работникам паузы в работе просто необходимы. “Когда работник отвлекается от ежедневной текучки, у него включается интуитивное мышление, – полагает Анна Бурова, директор по развитию бизнеса “Экопси консалтинг”. – В таком состоянии человек находит выход из любого тупика, у него рождаются новые интересные идеи”. Но в России творческие отпуска практически не встречаются, сожалеет Бурова. “Некоторые руководители устраивают своим сотрудникам небольшие творческие пятиминутки. Они просят сотрудников на короткое время отложить все дела и сосредоточиться на новом проекте или необычной идее”, – говорит она. (Использованы материалы WSJ.)