Сколько стоит ПСБ

Владимир Коган и Давид Трактовенко (справа) только на первой части сделки с ВТБ заработали по $39 млн/ Б. Володин, А. Беленький

Эксперты считают цену обоих пакетов ПСБ рыночной, хотя в момент объявления сделки аналитики оценивали стоимость 76% банка в $250–500 млн. Для сравнения: группа “ОВК” обошлась Росбанку в $200 млн, “УралСиб” был продан два года назад за $300 млн. Председатель правления питерского “Вэб-инвест Банка” Александр Винокуров считает $97 млн за блокпакет ПСБ хорошей ценой минувшей осенью, а $291 млн за 76% – “хорошей ценой для ВТБ, которую нельзя назвать катастрофически низкой для продавца”. “Последний год был очень комфортным для банковского сектора, его капитализация росла”, – напоминает он. По оценке заместителя гендиректора консалтинговой компании “Международный бизнес-центр” Максима Родина, блокпакет ПСБ в марте стоил $94–95 млн, так что “сделка [с ВТБ] была абсолютно рыночной”. Для контрольного пакета Родин считает справедливой премию в 15%.

Осенью 2004 г. ВТБ подписал меморандум о покупке 25% плюс 1 акция ПСБ с возможностью увеличения пакета до 76%. Продавцы и цена акций не разглашались. В июне в интервью “Ведомостям” президент ВТБ Андрей Костин сказал лишь, что сумма сделки – “несколько сотен миллионов долларов”.

Некоторые детали покупки ПСБ госбанк раскрыл покупателям своих еврооблигаций. В информационном меморандуме ВТБ к этому выпуску сказано, что в марте он заплатил за 25% плюс 1 акция ПСБ примерно $97 млн.

Оставшийся 51% акций ПСБ ВТБ надеялся купить за $194 млн. “ВТБ ожидает, что цена [оставшихся] акций будет такой же, как и за исходные 25%, и не будет премии за контроль”, – говорится в меморандуме госбанка. Таким образом, за 76% акций ПСБ Внешторгбанк собирался заплатить $291 млн.

Однако скорее всего ему придется выложить больше. Меморандум готовился не один месяц и в нем отражены данные о цене второго пакета “на тот момент, когда [в 2004 г.] заключалось соглашение”, пояснил “Ведомостям” первый зампред правления ВТБ Вадим Левин. “Мы рассчитывали закрыть [всю] сделку в 2004 г., но прошло гораздо больше времени. Цена второго пакета, [исходя из стоимости одной акции] безусловно, будет выше”, – констатирует он. Сколько придется доплатить ВТБ, Левин не уточнил, сообщив, что зафиксированная в соглашении формула расчета стоимости пакета учитывает котировки акций ПСБ на бирже. Сейчас капитализация ПСБ составляет около $1 млрд, увеличившись с момента заключения соглашения более чем вдвое (с $450 млн), говорит банкир, добавляя, что котировки – “не основной элемент ценообразования”. Стремительный рост капитализации ПСБ он объясняет так: “Рынок акций ПСБ достаточно ликвидный (free float – около 10%), обороты растут, есть спрос от иностранцев, а повышенный спрос вызван определенным голодом [инвесторов] на российские банковские акции”.

Основную часть денег за блокпакет – по $38,8 млн, судя по всему, получили председатель наблюдательного совета ПСБ Владимир Коган и его заместитель Давид Трактовенко. За две недели до сделки с ВТБ каждый из них увеличил принадлежащий ему пакет акций банка с чуть более 5% до 10%. Такие доли принадлежали им лично 12 марта, следует из отчета ПСБ за I квартал. А 30 марта банку стало известно о появлении крупного акционера – ВТБ, говорится в сообщении ПСБ. В апреле у Когана и Трактовенко не осталось акций банка.

Однако, как следует из меморандума к выпуску еврооблигаций ПСБ, на 1 июня Коган и Трактовенко, хотя и не владели напрямую акциями банка, значились бенефициарными владельцами по 23% каждый. В случае продажи ВТБ всех этих акций партнеры получат еще минимум по $87,5 млн. В ПСБ отказались от комментариев, связаться с Трактовенко и Коганом не удалось.

Эксперты объясняют увеличение личных пакетов Трактовенко и Когана перед сделкой с ВТБ оптимизацией налогов. Ведь одновременно сократились доли подконтрольных им компаний. Это “разумно”, чтобы заплатить только 13% подоходного налога, а не 24% налога на прибыль, полагает замгендиректора Регионального дилингового центра Максим Фрейман.