Спасательная халатность


После катастрофы “Курска” руководство ВМФ не жалело средств на оснащение флота импортными спасательными аппаратами. В пресс-релизе британской фирмы Hydrovision говорится, что в 2001 г. ею был заключен контракт на поставку двух аппаратов Venom, оснащенных манипуляторами для подводных работ, и семи поисковых аппаратов Tiger на общую сумму $20 млн, при этом все закупки ВМФ России глубоководной техники за рубежом после “Курска” стоили $30 млн. По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, это 5% от всего закупочного бюджета ВМФ в этом году (17 млрд руб.), а в 2001–2002 гг., когда бюджет был меньше (но открытых цифр по нему не публиковалось), этот процент был, очевидно, еще выше.

Но дорогостоящая техника оказалась в итоге бесполезной. Источник в одном из морских конструкторских бюро, пожелавший остаться неназванным, рассказал об обстоятельствах, приведших к поломке аппарата Venom. По его словам, при проведении работ по ремонту подводной гидроакустической антенны аппарат АС-28 запутывался и при первом погружении, но Venom успешно его освобождал. А вот при втором погружении, когда АС-28 запутался окончательно, Venom был спущен в спешке с нарушением инструкций. Спуск произвели без фиксации “Георгия Козьмина” якорями и без предварительной разведки поисковым аппаратом Tiger. Еще одну ошибку совершил оператор: аппарат повернулся вокруг своей оси, и манипулятор Venom перерезал собственные кабели и шланги, что и стало причиной его выхода из строя. Сейчас аппарат ожидает ремонта. Второй аппарат Venom из двух закупленных находится в распоряжении Северного флота. Однако расчет показал, что его доставка и погрузка на самолет Ан-124 со всем сопутствующим оборудованием займет больше времени, чем доставка аппарата Scorpio c британскими спасателями на британском же военно-транспортном самолете C-17.

По словам военно-морского эксперта Михаила Барабанова, вся история со спасением АС-28 еще раз показала, что вопросам поддержания на должном уровне спасательной службы ВМФ уделяется слабое внимание. Вместо того чтобы заказывать новые корабли, которые при текущем уровне финансирования все равно превращаются в рекордные долгострои, было бы целесообразно своевременно ремонтировать уже имеющиеся и обеспечить должную подготовку кадров, констатирует эксперт.

Вчера военная прокуратура Тихоокеанского флота возбудила дело по статье 293 часть 1 Уголовного кодекса (“халатность”, карается штрафом, или исправительными работами, или арестом до трех месяцев) в отношении капитана спасательного судна “Георгий Козьмин”, с которого погрузился АС-28 и с которого руководили его спасением. Прокуратура считает, что именно по вине капитана был сломан подводный телеуправляемый аппарат Venom. Прокуратура оценила ущерб в несколько миллионов рублей.

Первый виновный появился через три дня после того, как начальник Главного штаба ВМФ и наиболее вероятный будущий главком флота Владимир Масорин заявил в пятницу на встрече с членами семей экипажа погибшей подлодки “Курск”, что аппарат был сломан из-за “головотяпства и разгильдяйства”. При этом, по словам Масорина, Venom является более совершенным аппаратом, чем использованный англичанами Scorpio, и скандальная для флота история произошла “не из-за недостатка денег”. Масорин пообещал, что будет закуплен за $3 млн еще один подводный робот Panther (современная модификация Venom) и на базе специализированного НИИ в Петербурге создана аэромобильная спасательная служба.