Банановая забастовка


Начать забастовку в минувший вторник пригрозили представители производителей бананов эквадорских провинций Эль-Оро, Гуайас, Котопакси, Лос-Риос и Эсмеральдас (на них приходится до 90% производства бананов в Эквадоре). Об этом вчера сообщила со ссылкой на эквадорское телевидение группа Sunway. Цель нынешней забастовки – отставка действующего министра сельского хозяйства Эквадора Пабло Риззо, как не обеспечившего соблюдение “официальной цены” всеми экспортерами.

Минимальная цена в $3 за коробку бананов (в среднем 18 кг), по которой должны покупать у эквадорцев продукцию экспортеры, была прописана в специальном законе, который производители бананов пролоббировали после майского государственного переворота в республике. “На тот момент рынок был “высоким” – спрос намного превышал предложение, и такая цена всех устроила”, – рассказывает Андрей Афанасьев, руководитель эквадорского направления группы JFC. Но уже к августу мировые цены на бананы пошли вниз, и экспортеры бананов “забыли” про протекционистский закон, что и вызвало недовольство у производителей.

В дипломатической миссии Эквадора в России “Ведомостям” вчера не смогли подтвердить факт забастовки. “В том, что в стране могут начать забастовку производители бананов, нет ничего удивительного, в Эквадоре постоянно кто-то бастует”, – говорит один из представителей эквадорского бизнеса в России. Менеджер российской компании, ведущей торговые операции с Эквадором, считает, что забастовка началась не только из-за цен на бананы. “Банановое лобби так пытается провести своих людей в новое правительство”, – поясняет он.

Крупнейшие российские импортеры бананов сейчас внимательно следят за событиями в южноамериканской стране, но вчера они не знали, выполнили ли свою угрозу их эквадорские партнеры. Представитель Sunway Group Денис Прокофьев говорит, что пока видел лишь сюжет в ночном выпуске новостей эквадорского телевидения, в котором было показано, как производители бананов перекрывают дороги и жгут костры на дорогах. По данным Афанасьева, на 19.00 по московскому времени забастовала только провинция Эль-Оро. “Мы уже отменили срез бананов в этой провинции”, – говорит Афанасьев.

“Проблемы с отгрузкой бананов могут возникнуть, если забастовка продлится до пятницы”, – рассуждает Прокофьев. Обычно бананы срезают один раз в неделю – в среду-четверг, чтобы уже в пятницу погрузить на суда. Афанасьев надеется, что забастовка, если она уже началась, на поставках в Россию не отразится. Даже во время майской революции, когда бастовал весь Эквадор, экспорт не прекращался. Когда бастовал юг Эквадора, бананы грузили через северный порт, когда забастовка перешла на север, открылся южный, рассказывает он. Последствия забастовки для российского фруктового рынка, вызванные эквадорской забастовкой, в JFC и Sunway оценить не смогли.