Мобильники под арестом


Вчера пресс-служба управления “К” МВД объявила, что перекрыт контрабандный канал, по которому в Россию из Германии и Финляндии поставлялись мобильные телефоны, аксессуары к ним и компьютерные комплектующие. По предварительным данным, из-за контрабанды бюджет ежемесячно недополучал более 2,5 млрд руб.

Контрабандный товар грузовыми самолетами доставлялся на грузовые терминалы аэропорта “Шереметьево”, а впоследствии поступал на склады временного хранения аэропорта, откуда по поддельным документам перемещался на внутренний склад за пределами территории таможенного контроля. А уже оттуда груз отправлялся на склады крупных поставщиков сотовых телефонов.

Как указано в сообщении пресс-службы управления “К” МВД, документы на контрабандный товар оформлялись через подставные фирмы, зарегистрированные на утерянные паспорта, а товар декларировался с занижением таможенный стоимости в несколько раз. В результате проведенных обысков были изъяты 52 поддельные печати. В ходе операции сотрудникам управления “К” удалось задержать 10 автофургонов с контрабандным товаром – это около 300 т “радиоэлектронных средств” на сумму свыше $10 млн.

Как пояснил “Ведомостям” пресс-секретарь управления “К” Анатолий Платонов, в причастности к контрабанде подозреваются два крупных московских поставщика сотовых телефонов. “Ранее у нас уже возникали к ним вопросы”, – замечает Платонов. Он отказался назвать эти компании. Однако участники телекоммуникационного рынка считают, что круг подозреваемых гораздо шире.

По словам собеседников “Ведомостей”, вчера правоохранительные органы проводили обыски на складах нескольких крупных дилеров. Подтвердить эту информацию в управлении “К” “Ведомостям” не удалось, а представители компаний-дилеров отрицают и обыски, и причастность своих фирм к контрабанде. “Мы приобретаем телефоны на территории России и допускаем, что, возможно, какая-то часть из них прошла таможенную очистку с нарушением”, – говорит председатель совета директоров “Евросети” Евгений Чичваркин. Но это проблема не “Евросети”, а тех компаний, которые проводили растаможку, уверен он. А директор по маркетингу “Беталинка” Антон Володькин уверяет, что “Беталинк” ввозит сотовые телефоны в страну сам “через официальные транспортные таможенные компании”, хотя “иногда таможня работает медленно и из-за этого возникают задержки”.

По оценке председателя правления Конфедерации по защите прав потребителей Дмитрия Янина, “в обход таможни поставляют 90% мобильных телефонов”. Пресс-секретарь управления “К” Анатолий Платонов склонен видеть причину контрабанды в высокой конкуренции на рынке. “Чтобы оперативно удовлетворить спрос на новинки, дилеры продают серые трубки, которые ввезены незаконным образом”, – объясняет он. К тому же контрабандный товар выигрывает и в цене. “Официальная таможенная пошлина на телефон составляет 5% от стоимости телефона плюс НДС $18, таким образом за растаможку трубки стоимостью $200 придется заплатить $46”, – подсчитал эксперт.

Судьбу изъятого товара определит экспертиза. “Если выяснится, что контрабандный груз является еще и контрафактным, т. е. не предназначен для ввоза в нашу страну, то по решению суда весь этот товар будет уничтожен”, – говорит Платонов.

“Практически всех крупных игроков оставили без товара, – считает главный редактор интернет-ресурса “Сотовик” Сергей Коляда, – это приведет к кризису на рынке сотовых телефонов”. По его мнению, в течение августа и сентября модели телефонов, стоящие более $250, могут подорожать на 15%. “В ближайший месяц на рынке будет очень большой дефицит телефонов”, – соглашается владелец группы компаний “Связной” Максим Ноготков. Володькин же считает, что цены могут повыситься на 10%. “Но это не станет серьезным ударом для покупателей”, – уверен он.