НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Четыре образа мыслей


У этой книги есть две существенные особенности. Первая состоит в том, что ее авторы попытались соединить в ней государственные учреждения и частный бизнес. Они считают, что разница между ними “невелика, поскольку руководители отличаются по своей культурной и социальной принадлежности и часто имеют узкие представления друг о друге”. Они убеждены, что диалог между государственными и частными, национальными и транснациональными организациями становится насущной необходимостью.

Вторая особенность – авторы не отвергают рациональную и техническую сторону организации, но подчеркивают важность искусства как в управлении, так и в лидерстве. “Артистизм – вещь трудноуловимая; художник интерпретирует опыт в формах, которые могут быть почувствованы, поняты и оценены, – утверждают они. – Искусство воспитывает чувства. Художник дает нам более глубокое понимание того, что есть и что могло бы быть. В современных организациях качество, преданность делу и творческие способности высоко ценятся, но отыскать их трудно”.

Впрочем, все по порядку. Перевод выполнен по четвертому изданию книги. Первое, вышедшее в 1984 г., называлось более прозаично: “Современные подходы к пониманию и управлению организациями”. Именно на эту тему в 1976 г. авторы начали читать совместный курс в Гарвардском университете. Сотрудничество оказалось весьма плодотворным, и вскоре они написали ряд книг, включая “Лидерство с душой: необыкновенное путешествие духа”, переведенных на множество языков в Европе и Азии, а также в Латинской Америке. Не все пока издано в России, но и по этой работе можно судить о том, что авторы – чрезвычайно яркие, отважные и одержимые люди.

Простую цель книги – “упорядочить разноголосицу подходов, соперничающих за внимание руководителей”, Ли Болмэн и Терренс Дил сумели облечь в сочные, запоминающиеся формы, главная из которых – фрейм. Это новомодное слово на самом деле означает образ мышления, или, по версии авторов, “набор идей и допущений, которые вы носите в своей голове”. По Болмэну и Дилу, этот набор включает четыре фрейма, впервые описанных в начале 1980-х гг., – структурный, кадровый, политический и символический (фабрики, семьи, джунгли, храмы) – и составляет концептуальное ядро книги.

Вокруг этого ядра вращается масса примеров того, как руководитель может с разных сторон посмотреть на ту или иную проблему и принять, в зависимости от выбранного фрейма, оптимальное решение. Меня очаровал символический фрейм лидерства компании Home Depot. В этой организации в отличие от большинства других герои и героини не сосредоточены на вершине управленческой пирамиды. Авторы специально подчеркивают, что их гораздо больше интересуют “обыкновенные люди, делающие необыкновенные вещи”. Home Depot ввела в обыкновение их регулярное чествование. Среди них умственно отсталый рабочий в калифорнийском магазине, который чистил ванные и подметал полы (“Он не чурается никакой работы”); служащий, который создал книжку-раскраску для детей; руководитель, который разделся донага на заседании высокого уровня, протестуя против суровых мер по сокращению расходов на своем деревообрабатывающем предприятии, а также служащая, которая по собственной инициативе после работы пошла к конкуренту и приобрела товар по личной кредитной карточке, чтобы он был доступен клиенту Home Depot на следующий день.

Почему эту книгу зачитывают до дыр не только слушатели школ бизнеса, но и менеджеры всех уровней? Ну, во-первых, она универсальна – готова к употреблению любым руководителем, какой бы пост он ни занимал. Во-вторых, в ней нет отвлечений от заявленной темы и масса практических примеров. В-третьих, это действительно новое знание, облеченное в занимательную форму.