Россия заработает на моторах


Вчера на авиасалоне МАКС (см. А1) “Рособоронэкспорт” подписал контракт с индийской госкомпанией HAL на разработку и лицензионное производство 1000 реактивных двигателей АЛ-55И. Юрий Ласточкин, гендиректор НПО “Сатурн”, которому предстоит выполнять работы по этому контракту, называет его “беспрецедентным”. “Впервые современный двигатель, да еще и пятого поколения, делается в России на деньги иностранного заказчика”, – говорит он.

Двигатель создается на условиях разделения рисков – по одной трети из запланированных $30 млн на опытно-конструкторские работы выделяет “Сатурн”, HAL и Уфимское моторостроительное ПО (УМПО). Тендер на создание и производство АЛ-55И Россия выиграла еще в 2004 г., однако подписание контракта означает окончательное утверждение этого решения и начало непосредственной разработки двигателя. Спустя два года, которые займет разработка мотора, начнется передача его производства в Индию, что принесет России $300 млн.

Моторы, по словам Ласточкина, будут эксплуатироваться не менее 25 лет. И всего, с учетом обслуживания двигателей, подписанный контракт принесет российским компаниям не менее $1 млрд, полагает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Более того, подписание контракта усилило позиции “Сатурна” в новом индийском тендере ценой в $1 млрд на разработку двигателя Cavery 10 для индийского истребителя LCA, уверен Ласточкин. Эту уверенность разделяет и Макиенко. Итоги этого тендера должны быть подведены до конца года, и в июле “Сатурн” уже передал Индии свои технические предложения. С “Сатурном” за разработку Cavery будут бороться такие технологические лидеры, как американские компании General Electric и Pratt & Whitney, а также французская Safran (результат слияния Snecma и Sagem). Впрочем, ту же Snecma “Сатурн” уже обыграл в тендере на разработку АЛ-55И.

Двигатель АЛ-55И может использоваться не только на индийских учебно-боевых самолетах HJT-36 и HJT-39. Его можно поставить и на российских учебных самолетах Як-130 и МиГ-АТ, а также на перспективных беспилотных аппаратах. В случае же победы на тендере по двигателю Cavery Россия получит за индийские деньги двигатель пятого поколения, пригодный для оснащения перспективного легкого истребителя, без создания которого экспортные перспективы российского военного авиапрома невелики, полагает Макиенко. А директор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак напоминает, что разработкой столь сложных систем, как реактивные авиадвигатели, для иностранцев никто не занимался ни в СССР, ни в России. “Успешное выполнение контракта позволит говорить о сохранении в стране важнейших авиационных технологий”, – считает Рыбак.