Experian оштрафовали на $1 млн


Кредитные бюро собирают сведения о заемщиках, взятых ими кредитах и их возврате. Кредитные истории предоставляются за плату банкам и другим потенциальным кредиторам. Заемщик также может ознакомиться со своей историей. По утверждению Федеральной комиссии по торговле США (FTC), Experian призывала людей зайти на два сайта и бесплатно получить копию своей истории в случае подписки на бесплатную же услугу по контролю за кредитной историей. Требовалось лишь ввести некоторую персональную информацию. Но на сайтах внятно не объяснялось, что с человека возьмут $79,95, если в течение 30 дней он не откажется от этой услуги.

FTC обратила внимание на масштабную кампанию Experian на радио, телевидении, в Интернете и по электронной почте. “БЕСПЛАТНО! БЕСПЛАТНО! БЕСПЛАТНО! Получи кредитную историю он-лайн БЕСПЛАТНО за несколько секунд!!!” – говорилось в некоторых рекламных сообщениях. “Обещать потребителям бесплатную услугу, а затем выманивать деньги за продукты, которые они не намеревались покупать, – нечестная и вводящая в заблуждение практика”, – заявила Лидия Парнз, директор бюро FTC по защите прав потребителей.

“У нас не было намерения ввести потребителей в заблуждение”, – говорит исполнительный вице-президент бюро Пег Смит. Компания согласилась заплатить $950 000 штрафа и предложить возмещение тем людям, с кого по их незнанию были взяты деньги с ноября 2000 г. по сентябрь 2003 г. (таких, по ее оценке, около 1 млн). Услуга по контролю за кредитной историей, которую предлагала Experian, становится все более востребованной – американцы озабочены тем, чтобы их персональные данные не попали к злоумышленникам. Кражи личной информации случаются все чаще, и финансовые институты предлагают все больше инструментов по ее защите. Три ведущих кредитных бюро – Experian, Equifax и TransUnion – давно называли кредитную историю эффективным инструментом защиты потребителей. Equifax, например, предлагает продукт Credit Watch Gold: за плату в $129,95 в год оно отслеживает изменения, появляющиеся в кредитной истории человека в каждом из трех бюро, и ежедневно информирует его о состоянии дел.

FTC сейчас расследует возможные нарушения в секторе потребкредитования и ведет более 75 дел в отношении консультационных агентств и фирм, дающих нереалистичные обещания по решению кредитных проблем. Комиссия разослала предупреждения владельцам более 130 сайтов, требуя не вводить потребителей в заблуждение, что, по мнению Гейла Хиллебранда, старшего поверенного Союза по защите прав потребителей, сделать не так уж трудно. “Человек читает статью о возможности бесплатно получить кредитную историю, запускает поиск в Интернете, эти сайты и выскакивают. Он вполне может подумать: ага, это то, что я искал”, – говорит Хиллебранд. (WSJ, 17.08.2005, Михаил Оверченко)