ГЛОБАЛИСТ: Цена компетентности


Недавно я попросил известного российского предпринимателя объяснить мне, почему в России за последние пять благоприятных лет экономика в среднем росла на 6,8% в год, а в Китае – почти на 10%? Он ответил мгновенно: “Федеральное правительство”. По мнению бизнесмена, правительство обходится стране в 3% упущенного роста ВВП каждый год.

Если российский ВВП будет расти на 10% в год в ближайшие 25 лет, то в 2030 г. размер экономики достигнет $6,5 трлн (с $600 млрд в 2004 г., данные Росстата). А если расти на 7% в год, то за тот же период можно достичь лишь $3,2 трлн. Разница есть. Напомним, что средний рост китайской экономики за последние 25 лет – 9,3%

За счет чего такой ущерб? В основном за счет коррупции и некомпетентности. В России чиновничья служба по-прежнему воспринимается как средство личного обогащения. На взгляд со стороны, российскому политическому классу очень не хватает государственного духа – в особенности на фоне госчиновников Китая, где то ли партийная дисциплина, то ли страх народного возмущения держит клептократию под контролем.

Коррупция и некомпетентность – разные вещи. Сравнивая постмаоистские реформы и постсоветские реформы в России, невозможно не заметить, насколько выше были интеллектуальный уровень и политическое качество действий китайского руководства. Просто явления разного порядка. Кроме того, китайские реформы поддерживались и поддерживаются анализом и внутриинституциональной дискуссией, которой, кажется, не хватает российской элите, несмотря на то что Россия вроде бы считается более свободным и открытым обществом, чем китайское. Возможно, из-за отсутствия дискуссии ход российских реформ постоянно искажается ошибками.

Китайским лидерам удалось при переходе к реформам избежать экономического и интеллектуального коллапса. В России, напротив, крушение коммунизма подорвало институциональную структуру интеллектуальной элиты, что привело к порочному кругу некомпетентного руководства, низкого роста и интеллектуального разложения политической верхушки.

Странам с природными ресурсами обычно не везет с правительствами. Главный стимул для руководства в богатых недрами странах – хватать, что есть, а не создавать активы. Правители становятся рантье, а не предпринимателями. Многие говорят о предпринимательской энергии китайских чиновников на всех уровнях – от деревенских кооперативов до огромных инфраструктурных проектов.

У российских чиновников тоже нет недостатка в предпринимательской энергии, но направлена она преимущественно на извлечение личной выгоды. В Китае доходы от продажи участков городской земли идут в основном на предоставление социальных услуг, а чиновники оставляют себе небольшую часть. В России чаще бывает наоборот: львиная доля оседает в личных карманах, а небольшая часть идет на общественные нужды.

Если Россия желает расти на 8% или более в год – а именно этого хотел бы президент Путин, – стоит сконцентрировать внимание правительства на трех основных областях: образовании, здравоохранении и инфраструктуре. Необходимо также процветание малого и среднего бизнеса. И не нужно бояться учиться у Китая.