КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Белая нефть


Нынешняя структура ликероводочной отрасли практически копирует структуру нефтянки начала 90-х. Многочисленные госпакеты акций разбросанных по всей стране спиртовых и водочных заводов государство боится отдать в частные руки. Но сохранение контрольного пакета акций в собственности государства, как показало, например, “дело “Аэрофлота”, вовсе не защищает предприятие от “приватизации менеджмента”.

Московский завод “Кристалл” для ликероводочной отрасли – предприятие номер один. В своем годовом отчете “Кристалл” не без гордости указывает, что выпускает больше всех водки, имеет самый раскрученный брэнд, кучу медалей и наград, держит четверть водочного рынка столицы и выпускает крайне популярную в народе водку “Путинка”. Но о стратегической роли “Кристалла” в отрасли можно судить и по другому признаку – по непременной замене директора завода в случае смены курирующего водку чиновника. Практически каждый новый руководитель, получивший доступ к голосованию контрольным пакетом акций “Кристалла”, тут же реализует свои полномочия – смещает действующего гендиректора водочного завода и назначает другого. И каждый раз это происходит со скандалом, часто осложненным судами, приставами, охраной, попыткой возбудить уголовные дела и прочими безобразиями. Вот Александра Романова смещали с этой должности трижды – сначала при переходе “Кристалла” из столичной собственности в федеральную, затем при смене руководства ФГУП “Росспиртпром”, а последнее свое увольнение он связывает с желанием нового первого зама гендиректора “Росспиртпрома” поставить на “Кристалл” своего человека.

Очень похожая практика, только на более высоком уровне, бытовала в нефтяной отрасли во второй половине 90-х. Каждый новый премьер-министр (а менялись они часто) чуть ли не первым делом бросался заменять президентов “Роснефти”, “Транснефти” и “Славнефти”. Президенты поддавались с трудом – некоторых выпиливали из офиса циркулярной пилой – и почти непременно прихватывали на память либо активы, либо товарные или финансовые потоки компании. Случались посягательства и на кресла руководителей “Газпрома” и Сбербанка – но это уже уровень президента страны.

Водка в нашей стране – почти как нефть, тоже национальное достояние. Правда, выручка завода “Кристалл” по нефтяным меркам маловата – всего 4 млрд руб. (без НДС и акциза), чистая прибыль в 233,5 млн руб. и вовсе кажется смехотворной, да и рентабельность производства в 14,6% не впечатляет. Но накал страстей вокруг “Кристалла” показывает, что реальная цена вопроса крайне высока, просто искать ее, видимо, нужно не в строчках баланса самого завода.