KrasAir зря рассталась с керосином




Как сообщил “Ведомостям” сотрудник Красноярского управления ФАС, в июле по инициативе прокуратуры Красноярского края антимонопольная служба возбудила расследование в отношении KrasAir. Чиновников не устроило введение авиакомпанией топливного сбора без согласования с властями, так как на линии Красноярск – Москва доля KrasAir превышает 65%. При этом ФАС выяснила, что еще в декабре 2003 г. KrasAir продала топливозаправочный комплекс аэропорта “Красноярск” ООО “Авиатерминал”. “Авиакомпания попала в зависимость от поставщиков авиаГСМ”, – возмущается чиновник. А топливный сбор, по его словам, только частично компенсирует прирост стоимости топлива. Прямые убытки авиакомпании он оценил примерно в 50 млн руб. в месяц. Также ФАС не понравилась передача KrasAir в аренду ООО “ЭРА” грузового терминала в Красноярске.

Заместитель гендиректора KrasAir Александр Абрамович считает претензии УФАС безосновательными. Сумму сделки по продаже ТЗК он не уточняет, но уверяет, что сделка была выгодна для KrasAir. Кроме того, ее одобряли не только частные акционеры, но и государство, напоминает он. Продавать грузовые терминалы KrasAir не собирается, уверяет Абрамович. “Мы передали их в аренду и будем получать дополнительный доход от этого актива”, – отмечает он. Саму топливную надбавку он называет минимальной. “С начала года мы не повышали цены на билеты, несмотря на то что к августу стоимость керосина выросла с 12 000–13 000 руб. до 15 000–16 000 руб. за тонну”, – возмущается Абрамович.

Федеральные чиновники также не разделяют претензий УФАС. “[Гендиректор KrasAir Борис]Абрамович пришел в KrasAir, когда она была глубоко убыточна, а сейчас ее можно назвать вполне стабильной компанией”, – говорит сотрудник Минтранса. По его мнению, в кризисе авиакомпаний виноваты прежде всего нефтяники. Сотрудник Росимущества отмечает, что месяц назад его ведомство инициировало аудит KrasAir, чтобы изучить ее деятельность перед возможным созданием на базе авиакомпании альянса AiRUnion. В него войдут “Домодедовские авиалинии”, “Самара”, “Омскавиа” и “Сибавиатранс”. И по итогам этой работы будет ясно, работало ли руководство компаний в убыток, замечает чиновник. Но с претензиями к сделке с ТЗК он не согласен. Ее действительно серьезно изучала специальная госкомиссия, в том числе сотрудники ФСБ, но “криминала” не нашла, вспоминает он.

Поддерживают KrasAir и эксперты. Рентабельность ТЗК сопоставима с показателями других транспортных активов – 7–8%, говорит первый замгендиректора аэропорта “Внуково” Виталий Ванцев. А гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак согласен с чиновником Минтранса в том, что без нефтяников проблему топливных надбавок не решить. “ФАС пытается переложить проблему с больной головы на здоровую, – говорит Рыбак. – Надбавки авиакомпаний в любом случае не компенсируют те убытки, которые они несут по вине нефтяников, неправомерно задирающих цены на авиакеросин”. Если бы KrasAir сохранил ТЗК, то смог бы сэкономить лишь на хранении топлива. Но авиакомпании пришлось бы самой оплачивать эксплуатацию комплекса, считает Рыбак. “Естественно, все активы в аэропорту приносят деньги, но они требуют постоянного контроля и серьезных капвложений, – добавляет Ванцев. – А KrasAir теперь может сконцентрироваться на основном бизнесе, как это давно уже принято за рубежом”.