Магический мазохизм


Когда-то Нора Эфрон была замужем за Карлом Бернстайном, творцом уотергейтского скандала, потом сочинила по мотивам их брака роман “Ревность” (по которому Майк Николс поставил фильм с Джеком Николсоном и Мэрил Стрип), в конце 80-х написала сценарий фильма “Когда Гарри встретил Салли”, подарив миру feel-good move – “кино хорошего настроения”, а в 90-е дебютировала в режиссуре картиной “Неспящие в Сиэтле”. В этом году прямо на наших глазах Нора Эфрон поставила жирную точку в истории жанра: ее “Колдунья” скорее пародия на романтическую комедию, чем сама комедия. Причем пародия довольно пресная.

Эфрон вроде бы пользовалась проверенными рецептами собственного сочинения, но то ли ингредиенты выдохлись, то ли публика за 20 лет поменялась.

Главным героем фильма “Колдунья” является нос Николь Кидман – тот самый нос, который, по распространенному мнению, принес своей хозяйке премию “Оскар” за картину Стивена Далдри “Часы” (Эфрон всегда была склонна к безобидному постмодернистскому юмору). О носе говорят, его показывают крупным планом. Он, наконец, двигает сюжетную линию: именно благодаря подходящему носу Изабел Бигелоу, сыгранная Кидман, получает роль в комедийной телевизионной постановке – римейке старого сериала про ведьму, захотевшую жить нормальной человеческой жизнью (в пригороде, с машиной, подстриженным газоном и мужем в пижаме). Ирония заключается в том, что сама Изабел, как и ее телевизионная героиня, является завязавшей ведьмой, мечтающей научиться решать бытовые проблемы без волшебства. В частности, она пытается использовать только личное обаяние в процессе обольщения своего партнера по съемкам – Джека Уайатта (Уилл Фарелл), просроченной знаменитости, мечтающей возобновить кинокарьеру.

Эта смысловая и сюжетная матрешка (фильм о съемках сериала, в котором Кидман играет ведьму, играющую ведьму) скупо разрисована однообразным юмористическим орнаментом. Шутки, в принципе, всего две: одна, как уже упоминалось, про нос, вторая – про волшебство (когда Изабел не может решить вопрос рационально, она дергает себя за ухо и применяет практическую магию – в руках появляются сотканные из воздуха зонтики, кабель от телевизора самостоятельно присоединяется к видеомагнитофону, из рукава вылетает индивидуальное транспортное средство типа “метла”). Только настоящую любовь нельзя завоевать обманом, все должно произойти по-честному, как у обычных людей.

Герои “Неспящих в Сиэтле” утверждали, что в отношениях должна быть магия. Поняв собственную, десятилетней давности, установку буквально, Нора Эфрон дерзнула магией подменить отношения. Кидман в который раз на пятаки разменивает свою репутацию разборчивой и вдумчивой актрисы, Уилл Фарелл пытается комиковать в духе Джима Керри (не обладая при этом его пластикой). В дуэте все их отрицательные экранные свойства удваиваются: ни поверить, ни заинтересоваться их романом не получается никак – скелет романтической комедии без всякого толку выделывает коленца и летает на метле. Очевидно, для того, чтобы оживить “Колдунью”, белой магии положительной Изабел маловато: потребуются самые мрачные вудуистические ритуалы.