Скупость Кудрина


Сегодня правительство обсудит проект бюджета-2006 и прогноз социально-экономического развития на 2006–2008 гг. Расходы бюджета в следующем году вырастут на 40,1% по сравнению с планами прошлого года – до 4,270 трлн руб., что составит 17,5% ВВП. Расходы на национальную экономику, под которой понимаются отраслевые расходы, увеличатся на 39,3% – до 337,35 млрд руб. Объем стабфонда по сравнению с прогнозом на этот год вырастет на 57,3% и к концу 2006 г. составит 2,424 трлн руб. А к концу 2008 г. стабфонд вырастет и вовсе до 3 трлн руб. (около $110 млрд по сегодняшнему курсу). Но тратить его Минфин не собирается. Из стабфонда планируется взять, включая средства на погашение внешнего долга, в 2006 г. 40,9 млрд руб., в 2007-м – 73,2 млрд руб., в 2008 г. – вообще нисколько. А золотовалютные резервы ЦБ, согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2008 г. могут составить $277–280 млрд. В общей сложности Россия скопит почти $400 млрд.

И даже такой бюджет министр финансов Алексей Кудрин накануне заседания правительства назвал “ослаблением финансовой политики”, хотя распространенное мнение состоит в том, что нужно тратить деньги из стабфонда на развитие экономики. Сторонники стабфонда считают, что в существующей среде госинвестиции не будут эффективны, однако денежную массу необходимо стерилизовать, поэтому он существует как “рента на черный день” и вложен в западные финансовые инструменты, поясняет эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин. Противники стабфонда полагают, что необходимо государственное вмешательство в экономику для повышения ее конкурентоспособности через поддержку отдельных отраслей и проектов.

Еще в ходе предварительного обсуждения бюджета депутаты настаивали на увеличении расходов. “Огромные деньги государства или не работают вообще, или работают на других международных рынках”, – бросили чиновникам обвинение “единороссы”. Бюджет исполняется с гигантским профицитом, который правительство не тратит на развитие, а направляет в “стерилизационный фонд”, объясняет председатель думского комитета по промышленности “единоросс” Мартин Шаккум. Усилия депутатов не прошли даром: Минфин повысил прогнозную цену на нефть на следующий год с $35 до $40 за баррель, а расходы увеличены на 342 млрд руб. “Минфин хотел, чтобы они были на 100 млрд руб. меньше”, – сказал вчера Алексей Кудрин. По его мнению, еще больший рост расходов “мы позволить себе не можем”: это приведет лишь к увеличению инфляции и снижению темпов экономического роста.

У Минэкономразвития другое мнение. В прогнозе социально-экономического развития министерство рассматривает два сценария. При ценах на нефть на уровне $28 за баррель следует ожидать экономического роста на 4%. в год. Но если цены на нефть не упадут ниже $40 за баррель, а государство увеличит объем госинвестиций, то рост ВВП останется на уровне 6%. Повышение цен на нефть с $30 до $40 даст прирост ВВП на 0,5% в 2005–2006 гг. и на 0,35% – в 2007–2008 гг., посчитали в ведомстве Грефа. А увеличение бюджетных расходов на 0,34% ВВП в 2006 г. и на 0,6% ВВП в 2008 г. обеспечит прибавку экономического роста на 0,3–0,5% в год.

Эксперты склоняются к позиции Минфина. Практически совпадающие цифры роста госрасходов и темпов роста экономики – некоторое преувеличение, считает главный экономист ИК “Тройка Диалог” Евгений Гавриленков. По его мнению, экономика должна расти медленнее. “Нет ничего удивительного в росте экономики при увеличении госрасходов”, – добавляет Трунин. Но это дает краткосрочный эффект, а в долгосрочном плане госинвестиции могут оказаться бесполезными. “По всем критериям международных рейтингов наше государство не является образцовым в плане эффективности”, – соглашается Гавриленков.

С одной стороны, понятна логика Кудрина: при низкой активности частного бизнеса делать госинвестиции – значит разгонять инфляцию, говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. С другой – позиция Грефа с социально-политической точки зрения более сильная: если ситуация такова, что частный сектор боится брать деньги, то государство должно поддержать его деловую активность.