Мобильные нелегалы


“Если все дилеры будут ввозить телефоны белыми путями, то из-за выплаты всех необходимых сборов вырастет их стоимость”, – говорит директор по маркетингу “Ультры” Дмитрий Карманов. Это приведет к уменьшению спроса на товар, стагнации и некоторому уменьшению объемов рынка. А Кульгин считает, что в этом случае в первую очередь пострадают крупные игроки: “Ведь из-за серых схем ввоза они могут продавать телефоны ниже себестоимости”. Чичваркин уверен, что перекрытие нелегальных каналов приведет к активизации “чемоданного рынка”: телефоны будут ввозиться мелкими партиями в личных вещах. “Весь рынок заполнят телефоны без гарантий, без русского языка, с перешитым софтом”, т. е. черный импорт, с которым так долго боролись, опять хлынет в Россию”, – говорит совладелец “Евросети”. Муртазин отмечает, что активизации “чемоданного рынка” можно ждать в ближайшем будущем: цена SonyEricsson К750 в Германии сейчас составляет $330, а в России – более $440. Привезя 10 телефонов, можно заработать $1100.

Канал был перекрыт во вторник, задержано 300 т контрабанды на $10 млн, 90% – сотовые телефоны. Управление “К” МВД выслеживало контрабандистов с января. Товар предназначался восьми крупнейшим сотовым дилерам, название их следствие скрывает. Контрабандистам грозит лишение свободы на срок от трех до семи лет.

В МВД не говорят, есть ли вопросы к таможне. Пресс-секретарь Федеральной таможенной службы (ФТС) Ирина Скибинская говорит, что пока никаких обвинений сотрудникам таможни следователи не предъявляли.

Изъятие контрабанды вызвало на рынке сотовой связи кризис. “Московские дистрибуторы перестали отгружать нам товар”, – сокрушается гендиректор волгоградского сотового дилера “7 соток” Алексей Павлюкевич. “Мы испытываем дефицит телефонов”, – признает владелец группы компаний “Связной” Максим Ноготков. Dixis повысил цены на 10%, “Беталинк” – на 5–10%, “Связной” – на 10–15%, “Ультра” – на 2–12%. Лидер “Евросеть”: ее цены поднялись на 25–40%.

“Евросеть” борется с дефицитом: ее сотрудники ходят по салонам конкурентов и скупают там телефоны небольшими партиями. “Мы даже дали распоряжение: “Евросети” больше трех телефонов в одни руки не давать”, – замечает начальник отдела оптовых продаж пензенского сотового дилера “Орбита GSM” Алексей Кульгин. “Их вполне можно понять, они не хотят портить имидж пустыми полками”, – считает Павлюкевич. Председатель совета директоров “Евросети” Евгений Чичваркин не отрицает, что его компания покупает телефоны у конкурентов, однако говорит, что объемы не очень существенны. И дилеры, и эксперты считают, что нехватка телефонов будет ощущаться несколько месяцев. “Скорее всего, кризис закончится к концу октября, когда дилеры наладят другие каналы поставки телефонов”, – говорит аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

“Этот рынок исторически сложился как серый, таможенники и милиция не осуществляли реальных контрольных мероприятий”, – говорит председатель правления Конфедерации по защите прав потребителей Дмитрий Янин. Официальная таможенная пошлина на мобильный телефон составляет 5% от стоимости телефона в евро плюс НДС 18%. Ввозя телефоны серыми каналами, дилеры экономили в среднем 15%. “Все дилеры понимали, у кого они покупают, и сотрудничали с серыми импортерами – иначе выжить трудно”, – замечает Янин. По его оценкам, сейчас в Россию серыми каналами ввозится 90% мобильников.

Подтверждает этот факт и статистика. Как рассказали “Ведомостям” в ФТС, сколько мобильных телефонов растаможено белым путем, неизвестно – они не выделены в отдельную позицию, а входят в раздел “передающая аппаратура для радиотелефонной и радиотелеграфной связи, радиовещания и телевидения”. Но “передающей аппаратуры” в прошлом году ввезено всего 2,8 млн шт. на $917 млн. По данным Mobile Research Group, в 2004 г. официально продано более 25 млн мобильных телефонов, а объем рынка в 2004 г. составил около $3,7 млрд.