RRJ может улететь в Италию


“С европейской сборкой RRJ, естественно, выдержит любую конкуренцию”, – говорит член совета директоров “Ильюшин финанс” и вице-президент НРБ Андрей Деркач, добавляя, что при этом сама идея проекта теряет смысл. “Непонятно, почему тогда за его разработку должны платить российские налогоплательщики, – возмущается Деркач. – И что на это скажут директора наших заводов”. Сборку RRJ можно организовать и в европейской части России – Луховицах, Ульяновске или Воронеже, соглашается начальник службы планирования парка “Аэрофлота” Сергей Колтович. “Хотя против итальянской компании мы ничего не имеем”, – добавляет он.

Russian Regional Jet – основной проект будущей Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). До 2023 г. потребность мировых авиаперевозчиков в таких самолетах оценивается в 5500 бортов, а весь рынок – в $100 млрд. Сама ГСС планирует получить не менее 15% мировых заказов. В надежде захватить такую долю рынка, как признаются чиновники, RRJ и получает господдержку. Хотя первый полет самолета постоянно откладывается.

Но перспективным RRJ называют и иностранцы. И не только вице-президент Boeing Крейг Джонс, который в среду в очередной раз заявил о “большом будущем” проекта. Вчера о планах инвестировать в RRJ объявила и итальянская Alenia Aeronautica. На жуковском МАКСе Alenia подписала предварительное соглашение о покупке не менее 25% акций ГСС с владельцем компании АХК “Сухой” и Роспромом. Его подпись нужна “для снятия законодательных барьеров”, пояснил “Ведомостям” глава Роспрома Борис Алешин.

Alenia предоставит площадки для финальной сборки RRJ, заявили “Ведомостям” несколько участников рынка. “КАПО [Комсомольск-на-Амуре] и новосибирский завод не готовы к его производству, да и организовывать сборку так далеко от Москвы невыгодно”, – поясняет один из них. По словам гендиректора ГСС Виктора Субботина, планов переносить сборку в Европу у компании нет. Но Алешин и менеджер Alenia не стали отрицать такую возможность. Бизнес-план RRJ будет готов к концу года, тогда и будет принято окончательное решение, говорит Алешин: “Будет выгодно – будем производить [в Европе], не будет выгодно – будем только продавать [в партнерстве с Alenia]”.

Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий считает европейскую сборку – в Италии и Франции – неплохим вариантом для RRJ. Сейчас многие перевозчики с сомнением относятся к проекту. Пока у ГСС нет жестких контрактов, только соглашение о поставке 10 самолетов Финансовой лизинговой компании. Но с Alenia “самолет тут же приобретает европейский имидж”, уверен он.

Оценить, во сколько может обойтись Alenia блокпакет ГСС, эксперты затрудняются. У компании фактически нет собственных активов. Но с учетом госинвестиций в 3,6 млрд руб. с готовым проектом компания может стоить $100–300 млн, полагает Геннадий Суханов из “ЦентрИнвеста”. “Хотя это скорее политическое решение, так что премия или дисконт могут быть какими угодно”, – оговаривается он.