В тени больших


Московская фирма “Авиаконверсия” прославилась на весь мир в 2003 г., когда Госдепартамент США обвинил ее в поставке в Ирак джаммеров – устройств для подавления сигналов спутниковой навигационной системы GPS. “Мы подорвали американскую концепцию неядерного стратегического нападения”, – говорит директор “Авиаконверсии” Олег Антонов, до 1992 г. – заведующий лабораторией ГосНИИ авиасистем. Если сигналы GPS не принимает головка наведения ракеты или бомбы, то большая часть американского высокоточного оружия перестает быть таковым. Тем не менее Минобороны не закупает продукцию у “Авиаконверсии”, “наоборот, наша работа вызывает бешеную ненависть у Минобороны и “Рособоронэкспорта”, поскольку наши разработки – это наша собственность и мы можем продавать их самостоятельно”, жалуется Антонов. Не получается у компании и сотрудничество с банками: “Мы пытались брать кредиты, но поняли, что наши банки дают их только на неделю”.

Аналогичные проблемы испытывает гендиректор компании “Модернизация авиационных комплексов” (МАК) Вячеслав Красножен. “Для нас долгосрочные кредиты тоже недоступны”, – признается он. Инвестиции в проекты идут за счет собственных средств учредителя – компании “Полигон”, торгующей военной одеждой. МАК разрабатывает тренажеры танков и боевых вертолетов, состоящих на вооружении Российской армии. Экономия от тренажера при подготовке экипажа одного танка – $50 000 в год, а в нашей армии их несколько тысяч. “Реально ни танкистов, ни пилотов вертолетов не учат стрелять управляемыми ракетами – слишком дорого, однако в результате они не боеготовы”, – поясняет Красножен. Но пока российское Минобороны интереса к тренажерам не проявляет, а, например, белорусские военные их уже закупают. Казанская компания “Эникс” разрабатывает беспилотные летательные аппараты, которые в мировой военной авиации являются вместе с высокоточным оружием самой модной темой. По словам ее конструктора Ильдара Якупова, у них есть госзаказ от военных, а часть продукции продается через “Рособоронэкспорт”. Но банковские кредиты из-за их дороговизны малодоступны и для “Эникса”.

“Мы берем умеренные комиссионные в 6–7% и готовы сотрудничать с малыми компаниями, – говорит источник в “Рособоронэкспорте”. – Но, к сожалению, у нас часто нет уверенности в том, что малые компании просуществуют больше, чем срок службы их изделий”. Впрочем, руководитель агентства по промышленности Борис Алешин признает, что во всем мире на военных работает множество малых инновационных фирм, и обещает подумать над тем, как поддержать эти компании в России.

“Проблема малых компаний все же не в госпосреднике, – считает авиационный эксперт Сергей Сокут. – Самую большую угрозу для них представляют крупные компании ВПК, которые всячески препятствуют их контактам с генералами и чиновниками”. А эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко напоминает, что американская венчурная компания Atomics стала одним из важнейших подрядчиков Пентагона, разработав беспилотный самолет Predator. “Однако, несмотря на то что тренажеры и беспилотные аппараты – это современный военный хайтек, при существующем отношении генералов и чиновников к венчурному военному бизнесу ничего похожего в России не произойдет”, – предсказывает эксперт.