ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ: Парадокс хороших времен


За последнее время Россия достигла очень больших успехов в экономике. Немного найдется таких стран, которые не позавидуют темпам ее экономического роста, составляющим в год 7,1%, или ее высокому бюджетному и торговому профициту. Кроме того, за последние пять лет произошло значительное сокращение числа бедных. Но есть две проблемы. Во-первых, во многом нынешний рост стал возможен благодаря высоким ценам на сырье, прежде всего нефть и газ. Во-вторых, несмотря на весьма благоприятную внешнюю конъюнктуру, успехи в экономике в этом году стали скромнее. Похоже, что связь между растущими ценами на нефть и высокими показателями темпа роста ослабевает. В то время как цифры за II квартал говорят о некотором улучшении, общие тенденции свидетельствуют о спаде в развитии. Особое значение в долгосрочном плане имеет то, что за последние два года сократился рост внутренних инвестиций.

Это говорит о том, что перед российской экономикой стоят сложные задачи. Те, кто формулирует экономическую политику, должны принять решения, которые окажут влияние на долгосрочное развитие страны. Мировой опыт показывает, что выгодные для экспортеров сырья периоды чреваты двумя противоположными последствиями. Они создают благоприятные условия для устойчивого роста, так как денежная “подушка”, полученная в результате высоких цен на экспорт, используется для облегчения последствий проведения болезненных реформ. Но они также порождают заблуждения о том, что принятие трудных решений может быть отложено. Выходит, что чем легче идти по пути проведения реформ, тем меньше вероятность того, что реформы будут осуществлены. Ключевым для России вопросом является то, какой ответ она даст на этот “парадокс хороших времен”.

Шестнадцать месяцев назад казалось, что Россия готова к тому, чтобы эффективно использовать благоприятный момент. Мандат, полученный президентом Путиным при избрании на второй срок, новое правительство, в состав которого вошла крепкая команда реформаторов, и возврат к разговорам на тему необходимости жестких решений указывали на согласие по вопросу необходимости ускорения ключевых реформ. Но этого не произошло, и другие темы вышли на передний план. Дело “ЮКОСа” вызвало обеспокоенность международного сообщества по поводу правовых нарушений в России и нанесло ущерб деловому климату внутри страны и доверию к России со стороны иностранных предпринимателей. Иностранные инвестиции в России за прошедший год действительно выросли. Это, безусловно, выгодно для России как с точки зрения притока капитала, так и с точки зрения приобретения дополнительных знаний и опыта. Однако те инвестиции, которые Россия потеряла из-за недостаточно предсказуемого и недостаточно стабильного делового климата, разглядеть и оценить гораздо сложнее. По международным стандартам иностранные инвестиции в России по-прежнему остаются на низком уровне.

Когда дело “ЮКОСа” только начало набирать обороты, бизнес стремился получить подтверждение того, что предпринимательский климат в России стабилен. Такого подтверждения до сих пор получено не было. Особое беспокойство вызывает рост числа налоговых претензий, предъявленных задним числом, на заре дела “ЮКОСа”. Недавнее постановление Конституционного суда, как нам кажется, создает лазейку в ограничении права на проведение налоговых расследований трехлетним сроком и позволяет возвращаться к более ранним делам в тех случаях, когда компанию признали виновной в оказании препятствий в проведении такого рода расследований.

Эта неопределенность является иллюстрацией более значительной проблемы, столь значительной, что она легла в основу многих трудностей, с которыми сегодня столкнулась Россия. Давно уже очевидно, что структура и функционирование административной системы нуждаются в капитальном реформировании. За последние 15 лет государственные институты изменились в меньшей степени, чем экономическая система, которую они регулируют. Институты государственного управления чаще прибегают к системе контроля, доставшейся по наследству от советской власти, чем к рыночным механизмам регулирования. Эта система контроля может быть неэффективной и использоваться в коррупционных целях. Согласно последнему исследованию фонда “Индем”, в то время как национальный доход за прошедшие четыре года вырос приблизительно на одну треть, средний размер взятки в бизнесе вырос в семь раз в реальном выражении.

Эту проблему невозможно решить лишь путем наделения государства большими властными полномочиями. Напротив, это может привести лишь к обострению проблемы. Сильное государство распорядится властью таким образом, чтобы содействовать стабильному процветанию. Это означает разработку и последовательное внедрение четких рыночных правил, гибкое и прозрачное регулирование, а также отказ от принятия решений, которые лучше оставить в компетенции рыночных игроков.

Иллюстрацией низкой эффективности государства стали трудности, связанные с реформой по замене социальных льгот денежной компенсацией в начале этого года. Эта важная и разумная с экономической точки зрения реформа, конечно, должна была восприниматься в качестве весьма непопулярной теми слоями населения, которые осознали, что при переводе на денежную компенсацию их доходы уменьшатся. Но в ходе проведения этой реформы организаторы допустили целый ряд ошибок. Это усугубило проблему и привело к самым массовым демонстрациям протеста в России с начала 90-х гг. В результате сейчас есть угроза того, что правительство может отказаться от проведения других столь же необходимых реформ.

Недавние события четко продемонстрировали необходимость проведения административной реформы. Президент Путин привлек внимание к этой теме в своем ежегодном послании к Федеральному собранию в апреле 2005 г. Он выдвинул серьезные обвинения в адрес чиновничества, назвав его “замкнутой и подчас просто надменной кастой, понимающей государственную службу как разновидность бизнеса”, а порой идущей на “откровенный рэкет” в отношении представителей бизнеса. Он заявил о том, что политика последних пяти лет, направленная на консолидацию государства, себя исчерпала. Теперь ей на смену должна прийти политика, устремленная в будущее, политика построения эффективного государства.

Это имеет особое значение для сектора энергетики, где наблюдается усиление государственного контроля. Эта тенденция может явиться причиной появления новых проблем, а недореформированное государство будет по-прежнему сталкиваться с теми негативными явлениями, которые обозначил президент Путин. Одним из конкретных шагов, который может сделать Россия, чтобы увеличить доверие бизнеса и расширить иностранные инвестиции, может стать принятие эффективного закона о недрах, который внесет ясность в условия осуществления контроля над стратегическими месторождениями со стороны иностранных предпринимателей. Чем уже будет диапазон административного толкования ключевых вопросов, тем больше будет вероятность того, что этот закон послужит росту доверия, необходимого для крупных долгосрочных инвестиций, способствующих оптимальному развитию всего российского сырьевого (а не только энергетического) сектора.

Опыт Великобритании говорит о том, что в глобализующемся мире эффективность экономической стратегии напрямую зависит от создания привлекательных условий для инвестиций. За последние годы мы проделали большую работу по введению простого, четкого и последовательного правового регулирования коммерческой деятельности. Прямые иностранные инвестиции сейчас составляют 40% от ВВП, и это позволило нам создать одну из самых интенсивно развивающихся экономик в Европе.

Россия не всегда будет находиться в столь благоприятных условиях, как сейчас, и в любом случае этого недостаточно. Экономика должна решать большие долгосрочные проблемы, в частности проблемы, связанные с износом основных фондов, оставшихся от советских времен, с резким сокращением работоспособного населения. России необходимы крупные инвестиции в человеческий и технологический капитал. Развитие рынка само по себе, как бы интенсивно оно ни происходило, не сможет стать единственным инструментом в решении этих проблем и должно быть дополнено правительственной стратегией реформ и укреплением стабильности.

Парадокс хороших времен ставит Россию перед необходимостью сделать выбор. Если она воспользуется текущим благоприятным моментом и освободится от наследия прошлого, она сможет создать по-настоящему современную, эффективную и конкурентоспособную экономику и таким образом в полной мере реализовать свой потенциал, состоящий из чрезвычайно талантливого населения и огромных природных богатств. Если же России не хватит воли сделать это, ей суждено занять более скромное место в мире и она вряд ли добьется ярких успехов на своем долгом и трудном пути.