История в апокрифах


Идея “продолжений” должна по определению нравиться фестивалям, чувствующим себя частью и отражением исторического процесса: вот вам те же герои, посмотрите, что с ними стало 15 лет спустя. Герой фильма Досталя, помотавшись по миру, хотел было зацепиться на своей малой родине, но не сумел. И несет эту оторвавшуюся от земли молекулу человеческой жизни, как и 15 лет назад, за синие леса и высокие горы какая-то насмешливая и недобрая сила. Если в фильме “Облако-рай”, еще была надежда, то в “Перекати-поле” режиссер ставит герою диагноз. И чем более народным делает он своего персонажа, тем печальнее художественный вывод. Председатель жюри Сергей Овчаров, известный своей фольклорной искушенностью, оценил этот фильм по высшей категории. Ведь основ славянофильства Николай Досталь не нарушил, а просто сделал хорошее и немного грустное кино.

Свой выбор в Выборге делают и зрители, проголосовавшие в традиционном конкурсе “Выборгский счет” за фильм Станислава Говорухина “Не хлебом единым”. Картина стилистически почти безупречна, а значит, немножко холодна. Ведь сильная эмоция всегда нарушает какие-то пропорции. Мы все прекрасно знаем, что автор “Ворошиловского стрелка” может и умеет давить на чувства, создатель “Места встречи изменить нельзя” может и умеет выстраивать лихую интригу. Ради чистоты стиля режиссер отказывается от этого. Такое ощущение, что Говорухин совершает не просто кинопутешествие, но киноэмиграцию в 48-й год, когда каждый знал свое предназначение, следовал долгу, когда ради высокой цели герои жертвовали жизнью, а героини ради чистой любви готовы были принести в жертву благополучие. Естественно, что в фильме есть и драматические, а не только идеальные персонажи. Например, герой Виктора Сухорукова не сразу становится “плохим парнем”, его еще надо до этого довести. Но в целом черно-белая экранизация одноименного романа Владимира Дудинцева населена героями, которых по чистоте человеческого вещества можно сравнить разве что с элементами таблицы Менделеева.

Из больших студий, участвовавших в фестивале, успех сопутствовал “Ленфильму”. Гендиректор студии Андрей Зерцалов дважды поднимался за призами, которые достались фильму “Итальянец” – за “лучший актерский ансамбль” и фильму “Танцуют все” – за “искусство оператора” (Владислав Гурчин).

А вот третья серебряная награда уплыла в Москву – Юрию Арабову за сценарий фильма “Апокриф: музыка для Петра и Павла”. Лента о Чайковском вызвала на фестивале бурные споры. Но сценарий любимого сокуровского автора оказался выше критики. Это не биографическая картина о композиторе: в фильме проходят всего несколько дней его жизни. И это не канонический, а “апокрифический” Чайковский – само название фильма уже создает круговую оборону тому образу, что вылепили сценарист Арабов, режиссер с неожиданной фамилией Адель Аль-Хадада и актер Андрей Савостьянов. К тому же они так щедро добавили в этот образ лирической иронии, что Чайковский получился героекомический, безумно боящийся вляпаться в пошлость жизни, уверенный (до встречи с Моцартом), что его музыка есть лестница, ведущая прямиком на небеса, и падающий с этой лестницы даже не в адское пламя, а в земную грязь.

Лицо фестиваля в Выборге – его президент Армен Медведев. Бывший министр кино и сегодня активно участвует в киножизни. Поэтому два президентских приза из его рук дорогого стоят. В этом году Медведев решил поощрить молодых – режиссера Екатерину Шагалову (“Собака Павлова”) и Артема Антонова (“Полумгла”). Фильмы выходят на столбовую дорогу международных кинофестивалей, а их молодые авторы доверчиво смотрят в завтра.