Кто заработал на монетизации


С нового года многие натуральные льготы – бесплатный проезд, телефон, лекарства и др. – заменены денежными компенсациями. Реформа затронула свыше 45 млн граждан. В 2005 г. на монетизацию льгот государство потратит больше 387 млрд руб.

Выделенные на монетизацию деньги в конце концов осели у компаний, которые снабжают население “льготными” услугами, заметно украсив их финансовые показатели. Выручка “Российских железных дорог” по пригородным перевозкам за полгода выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года в 2,3 раза – на 4,6 млрд руб. “Из них 3,7 млрд – это результат монетизации”, – признается представитель РЖД Игорь Плотников. “Раньше льготник показывал удостоверение и ездил сколько хочет и куда хочет, – рассказывает Плотников. – Нам практически ничего не компенсировали”. Теперь бюджеты платят железнодорожникам живыми деньгами за билеты, которые выдают льготникам. По сравнению с 650 млрд руб. выручки РЖД это капля в море, но в ближайшие годы железнодорожники заработают на этом больше благодаря электронной системе учета количества и дальности поездок, надеется Плотников.

В случае с телекомами роль монетизации еще заметнее. “Московская городская телефонная сеть”, на 51% принадлежащая АФК “Система”, за шесть месяцев заработала 8,7 млрд руб. – на 20,2% больше, чем за первую половину прошлого года. А ее чистая прибыль удвоилась. “Это следствие замены льгот денежной компенсацией”, – признается замгендиректора ОАО “МГТС” по экономике и финансам Виктор Червоный. “Бюджет платил за льготников нерегулярно, и приходилось создавать большие резервы по сомнительным долгам, – объясняет другой сотрудник МГТС. – Теперь людям просто выдают деньги, которыми они расплачиваются за телефон”. Отчетность “дочек” “Связьинвеста”, которые оказывают те же услуги в регионах, впечатляет не меньше: выручка “Уралсвязьинформа” выросла на 22% (на $105 млн), “ВолгаТелекома” и “Сибирьтелекома” – на 20% (плюс $73 млн каждый), “Северо-Западного Телекома” и “Дальсвязи” – на 21%. А чистая прибыль “Дальсвязи” подскочила на 83%. Выручка всех региональных операторов связи выросла на $546 млн. Инвесторы не могли пройти мимо впечатляющих результатов: акции МГТС за последние полтора месяца подорожали на 14%, “ЦентрТелекома” – на 12%, “Дальсвязи” – на 40%.

Заработали свое и автобусные парки. “За первые полгода доходы от продажи билетов увеличились в полтора раза”, – радуется руководитель 5-го московского автопарка Владимир Губанов. По оценке правительства Санкт-Петербурга, доходы питерского метрополитена в 2005 г. вырастут в 1,5 раза, ГУП “Пассажиравтотранс” – в 3,8 раза, наземного электротранспорта – в 1,5 раза. “Муниципалитеты стали активно покупать новые автобусы”, – констатирует Элла Воронина, представитель холдинга “Русские автобусы” (входит в “Руспромавто”). По ее словам, в 2005 г. они заказали в 1,3 раза больше автобусов ЛиАЗ.

В выигрыше оказались и дистрибуторы лекарств, а вот аптеки не заработали ни копейки, говорит ведущий аналитик центра маркетинговых исследований “Фармэксперт” Давид Мелик-Гусейнов. По новой системе аптеки – это просто передаточное звено между льготником и дистрибутором. Дистрибутор берет деньги у бюджета и закупает лекарства у производителей, отстегивая свою маржу – около 25%, объясняет аналитик. В 2005 г. через пять дистрибуторов – ЦВ “Протек”, “СИА Интернешнл”, “Росто”, “Биотек” и “Интерлизинг” – пройдет $191 млн. Как подсчитал Мелик-Гусейнов, около $38 млн останется в их карманах. Правда, уже сейчас список допущенных к системе дистрибуторов расширяется, с 2005 г. прибылью придется делиться еще и со страховыми компаниями, добавляет он.

Монетизация подстегнет экономический рост, единодушны эксперты. “Эффект явно есть, вполне может быть, что на уровне десятых долей процента ВВП, – говорит главный экономист “УралСиба” Владислав Тихомиров. – В июне и июле рост промышленного производства был отчасти обеспечен обрабатывающими производствами, где среди лидеров оказалось производство железнодорожной техники”. И хотя деньги от монетизации достались в основном госмонополистам, они перетекли из бюджета в бизнес-сектор и придадут динамику экономическому росту, полагает Игорь Николаев из ФБК. Реформа сделала благое дело, сократив нерыночный сектор в экономике, рассуждает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин: “Людям дали деньги, увеличился спрос. Все это нашей экономике очень на пользу”. Нынешние плоды монетизации – только начало. С 2006 года бизнесу достанется еще больше “льготных” денег – до 1 октября те льготники, которым пока дается соцпакет из натуральных льгот, вправе от него отказаться, окончательно заменив деньгами. Чиновник правительства ждет, что эффект монетизации будет виден и дальше.

Ясин полагает, что комиссии, устанавливающие тарифы естественных монополий, учтут их возросшие доходы. Впрочем, сами монополисты не считают, что одно связано с другим. “Результаты монетизации не лишают нас морального права на повышение тарифов, – убежден Плотников из РЖД. – Даже после того, как бюджет стал платить за льготников, наш текущий убыток от перевозок составляет около $1 млрд в год”.