Менеджер тоже достоин жизни в искусстве


Во-первых, понимать в Театре.doc, собственно, нечего – никакой сложной системы условностей (которую обычно предполагает театр “не для всех”) здесь нет, а есть стремление сделать вид, что всякую условность вообще мы преодолели. Во-вторых (отчасти как раз благодаря незамысловатости), Театр.doc оказался альтернативой не столько традиционному театру, сколько различным формам клубной субкультуры. А это уже дает основания для самоидентификации: ходить в Театр.doc – примерно то же, что слушать поп-музыку не какую попало, а строго определенного стиля.

Собственно о “Манагере-2005” стоит сказать два слова. Спектакль Руслана Маликова представляет собой плохо пережеванный кусок офисного новояза, действительно узнаваемого и, судя по бурной реакции публики, близкого большинству тех, кто заполняет тесный и душный подвал в Трехпрудном переулке (в смысле бытовых условий Театр.doc – настоящий андеграунд). Феномен узнавания – страшная сила: слушать диалоги офисных сотрудников становится невыносимо уже минут через 20, но публика терпит их битых два с половиной часа, с готовностью откликаясь на всякую знакомую реплику и ситуацию.

Ситуаций, впрочем, кот наплакал, а вялая попытка их драматургической организации случается только за полчаса до финала, когда постановщик пробует вырулить из унылой бытописательности хотя бы в фарс. Крен этот, однако, настолько предсказуем, что ясно: больше ехать особенно некуда. Это не значит, что документальный театр в принципе есть один не очень большой пшик, но все-таки удивительно, что дальше собирания докматериалов и читки их по ролям дело тут, хоть убей, не идет.

Даже языковая среда, которую моделируют в Театре.doc из спектакля в спектакль, поразительно скудна и однообразна – это, как правило, смесь какого-либо профессионального сленга (пиарщиков, телевизионщиков, офис-менеджеров и т. д.) с матом – универсальным, объединяющим все слои общества языком. Возможен минус-прием – вычитание профсленга: так получается спектакль, например, про бомжей.

Глупо в который раз повторять, что все это в лучшем случае журналистика, но едва ли не глупее называть это авангардом или современным искусством: пока Театр.doc не сделает хотя бы слабой попытки осмысления собственной эстетики (как научились делать радикальные документалисты в кино), к современному искусству он не приблизится ни на шаг. Другой вопрос, насколько Театру.doc это надо – судя по всему, и многочисленные участники долгоиграющего проекта, и его идеологи (драматурги Михаил Угаров и Елена Гремина) своей деятельностью в общем и целом довольны. То есть кое-какие проблемы, конечно, бывают (с тем, что “Манагера” надо сильно сокращать, никто особенно не спорит), но генеральная линия верна. И вот вам лучшее тому доказательство: без всякой рекламы, с помощью сарафанного радио каждая премьера вызывает такой ажиотаж, что публика еле вмещается в подвал и сидит на полу.

Вот это и есть самое интересное в Театре.doc. За три года вокруг него сформировалась локальная субкультура, которая принципиально отличается от всего, что предлагал прежде любой другой театр, рассчитанный не на массового, а на понимающего зрителя.

И наконец, совершенно нетипичная для театра, но важная для многих субкультур вещь: в Театре.doc исчезает принципиальная граница между авторами и зрителями. Речь не о классической “четвертой стене”, а о том, что технология документальной пьесы доступна любому: дело за темой и способностью влиться в тусовку, почувствовать общий энтузиазм.

В Театре.doc обессмысливается критерий профессионализма, и, хотя люди, которые делают здесь спектакли, могут называться драматургами, актерами и режиссерами, это совершенно не важно. Существеннее демократическая идея: “так могу сделать и я”. Это совсем не то же самое, что самодеятельность – дурное подобие чего-то более качественного. В Театре.doc вопрос качества попросту снимается: обсуждение удачи или неудачи спектакля.doc в категориях эстетики всегда немного спекуляция.

Все это не то чтобы новости: скажем, панки могли очень плохо играть на гитаре, а диджею не нужны способности композитора (хотя с сэмплерами обращаться все же несколько сложнее, чем с диктофоном – оружием документалистов). Но российский театр проходит это впервые, поэтому завсегдатаи подвала в Трехпрудном переулке за три года так и не успели наиграться в проверку документов.