“Новошипу” ищут рулевого


“Новошип” – второе по величине пароходство в стране. Эксплуатирует 52 судна дедвейтом около 3 млн т, из них 20 танкеров дедвейтом 2 млн т. Выручка за первое полугодие по МСФО составила $207,5 млн, чистая прибыль – $176 млн. Государству принадлежат 50,34% акций “Новошипа”, еще 17,45% и 4,45% акций – 100%-ным “дочкам” пароходства – Intrigue Shipping и “Новошипинвесту” соответственно.

О претензиях к Измайлову и его возможной отставке “Ведомостям” рассказали сразу два чиновника Минтранса. По словам одного из них, этот вопрос “кулуарно” обсуждается с начала лета. Но официально Минтранс направил свои претензии в правительство только в начале августа. По заявлению пресс-службы ведомства, у Минтранса имеются “вопросы по финансово-хозяйственной деятельности” “Новошипа” и он не исключает “кадровых изменений”. Конкретизировать претензии к Измайлову чиновники отказались. А один из них говорит, что решение об отставке президента “Новошипа” может быть принято на совете директоров пароходства 2 сентября. “Подобные разговоры были всегда, – парирует Измайлов. – Но в повестке совета директоров такого вопроса нет, и конкретных претензий мне никто не предъявлял”.

У руля “Новошипа” Измайлов встал в ноябре 2001 г. До этого он 10 лет проработал в “Совкомфлоте”, из них последние четыре года – заместителем гендиректора. “Отставка Измайлова готовилась давно – еще с середины прошлого года, когда своего поста лишился [гендиректор “Совкомфлота” Дмитрий] Скарга”, – считает топ-менеджер одного из российских пароходств. Претензии к ним одинаковы. Пароходства сдавали суда в аренду по заниженной ставке дружественным офшорам. А те сдавали их в аренду грузоотправителям по рыночным ставкам.

Прошлый год был рекордным для индустрии морских перевозок. Фрахт балкерных судов, по данным британской Clarkson, вырос в среднем на 70,4% – до $70 400 в сутки. А фрахт крупнотоннажных танкеров класса VLCC – на 83,4% до $96 100. Измайлов фрахтовые ставки “Новошипа” комментировать не стал. А из отчетности компании по МСФО следует, что ее выручка увеличилась в 2004 г. всего на 6,3% до $419,4 млн. Для сравнения: у основных конкурентов “Новошипа” – норвежской Teekay Shipping и американской General Maritime за год выручка увеличилась на 41% и 54% соответственно.

“Показатели “Новошипа” действительно удивили многих – мы ждали большего роста”, – замечает аналитик “ЦентрИнвеста” Михаил Ганелин. Правда, динамика “Новошипа” нивелировалась тем, что компания работает в основном на долгосрочных контрактах, а General Maritime – на спотовых, добавляет Алексей Морозов из Brunswick UBS. Ганелин уверен, что все претензии к Измайлову – повод “продавить” объединение “Новошипа” с “Совкомфлотом”, против которого он выступает. Кто станет заменой Измайлову, чиновники не говорят. Но в прошлом году, по словам топ-менеджера одного из пароходств, обсуждалась кандидатура бывшего первого заместителя гендиректора “Совкомфлота”, а ныне гендиректора его “дочки” – Unicom Management Services Сергея Терехина.