Платите за имена


В августе вступили в силу изменения в закон “Об организации страхового дела”, устанавливающие, что на рынке не должно быть компаний, наименования которых, за исключением дочерних и зависимых обществ, полностью совпадают. Росстрахнадзор намерен выявлять страховщиков-дублеров: по оценке начальника управления надзора и финансового контроля ФССН Виталия Метелькова, до 10% числящихся в реестре компаний могут получить соответствующие запросы. При этом споры о праве использования наименований компании решают в суде, отмечает Метельков, и преимущество на стороне компаний, запатентовавших названия.

Это преимущество решила использовать компания “Коместра” из Кемерова. Как рассказал “Ведомостям” замгендиректора “Коместры” Алексей Перевалов, в марте 2005 г. страховщикам, в названиях которых есть слово “Коместра”, было предложено исключить его или подписать лицензионное соглашение. Главное условие договора – ежеквартальное отчисление 3% собираемой премии за использование брэнда “Коместра”. “Акционеры [“Коместры”] решили брать деньги за название, поскольку оно запатентовано”, – пояснил Перевалов. Цифра в 3%, по его словам, была “вычислена эмпирическим путем”.

Предложения “Коместра” направила московской компании “Коместра-Центр”, сочинской “Черномор-Коместре”, томской “Коместре-Томь” и новокузнецкой “ЮКС-Сибпром-Коместре”. “Смена названия для нас больной вопрос, а 3% сборов – очень большие деньги”, – вздыхает гендиректор “Коместры-Томь” Вадим Чмух. Пока компания выбирает, платить комиссию или менять название. Связаться с представителями компании “ЮКС-Сибпром-Коместра” в пятницу не удалось. По словам Перевалова, с новокузнецкой и томской компаниями достигнуто соглашение о том, что они будут платить за название.

А “Коместра-Центр” и “Черномор-Коместра” решили сменить название, причем сочинская компания сделала это еще в конце марта. “Я не хочу платить за имя, которое мне ничего не дает, – рассуждает гендиректор страховой компании “Альтаир” (бывшая “Черномор-Коместра”) Владимир Росин. – Поэтому, чтобы не возникало никаких вопросов, мы сменили облик и не испытываем никаких проблем”.

А в пятницу о вынужденной смене названия сообщила “Коместра-Центр”, которая теперь носит имя “Промэнергоресурс”. Гендиректор страховщика Евгений Майборода признает правоту кемеровской “Коместры” и прогнозирует потерю существенной доли бизнеса “Коместры-Центр” из-за проблем с названием. “Мы можем лишиться до 30% бизнеса, в основном потери придутся на страхование автотранспорта, – сетует Майборода. – А предстоящий ребрэндинг обойдется нам примерно в $1 млн”. Впрочем, с новым названием, рассказал страховщик, у компании появятся новые акционеры, которые помогут компенсировать затраты. Майборода не стал раскрывать потенциальных совладельцев страховщика.

По оценке замгендиректора “РЕСО-Гарантии” Игоря Иванова, рекламная кампания может стоить $1 млн. “Можно сделать ребрэндинг за $500 000, можно за $1 млн, все зависит от того, какой степени известности вы хотите добиться”, – рассуждает он. Все затраты “Коместры-Центр” на раскрутку брэнда пропали, сочувствует коллегам основатель кемеровской “Коместры”, гендиректор Межрегионального страхового соглашения Семен Акерман.

А член правления Московского перестраховочного общества Сергей Дедиков вспоминает, что такая же ситуация возникла с холдингом “АСКО” незадолго до его развала. Товарный знак “АСКО” тоже был зарегистрирован. И когда страховщики начали выходить из “АСКО”, им было предложено заплатить за использование брэнда 1% от сборов, вспоминает Дедиков. По его оценке, 3%, предложенные “Коместрой”, – “это очень много”.