Россия утвердила затраты на Харьягу


Как сообщили “Ведомостям” в пресс-службе Минпромэнерго, 30 мая и 22 июля объединенный комитет по Харьягинскому месторождению, куда входят представители Total, администрации НАО и Минпромэнерго, одобрил программы работ и сметы затрат на 2002–2005 гг., а также отчеты о возмещении затрат за 2001–2004 гг. Эту информацию “Ведомостям” подтвердил представитель администрации Ненецкого автономного округа.

В Total эти сведения комментировать не стали, отметив лишь, что компания “вскоре намерена достичь соглашения с российскими властями”. Но, как рассказали “Ведомостям” в администрации НАО и в Минпромэнерго, еще 26 июля гендиректор Total Тьерри Демаре направил письмо премьер-министру России Михаилу Фрадкову, в котором попросил гарантий того, что утвержденные объединенным комитетом суммы не будут пересмотрены налоговиками. Демаре также отметил, что Total готова отозвать иск из стокгольмского арбитража, но только после того, как налоговики отзовут свои иски, а также возместят компании НДС, уплаченный за последние 3,5 года.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров указывает, что решение российских властей открывает путь для урегулирования конфликта с Total, который длится уже несколько лет. Прежний губернатор НАО Владимир Бутов обвинял компанию в завышении затрат при освоении месторождения. Все решения на объединенном комитете принимаются консенсусом. Поэтому отказ НАО не позволял утвердить сметы затрат и отчеты об их возмещении инвестору. А летом 2003 г. Министерство по налогам и сборам подало на Total в суд с требованием выплатить $48,5 млн налога на прибыль. В ответ компания подала иск в стокгольмский арбитраж, требуя признания и возмещения понесенных ею затрат. Еще в конце 2003 г. федеральное правительство решило пойти на мировую с Total. Но в феврале 2005 г. губернатором НАО был избран бывший гендиректор “дочки” “ЛУКОЙЛа” – “Архангельскгеолдобычи” Алексей Баринов. После этого буксовавшие переговоры пошли в гору, рассказывает представитель администрации НАО.

Чиновники наотрез отказались сообщить, какую сумму затрат за четыре года они утвердили Total. Но скорее всего компании удалось зачесть львиную долю своих расходов. За 2001–2004 гг. Total инвестировала в разработку Харьягинского месторождения $400 млн, из которых $340 млн пришлось на 2001–2002 гг. Но еще два года назад в Минэкономразвития были готовы признать затраты Total за 2001–2002 гг. на сумму $331 млн.

Сотрудник аппарата правительства говорит, что официальной реакции Фрадкова на письмо Демаре ждать не стоит: “Правительство такие вопросы не решает”. А чиновник администрации президента поясняет, что подобные договоренности могут быть обжалованы в суде. “При этом компания может получить неофициальные гарантии, – отмечает собеседник “Ведомостей”. – Они будут действовать, пока у власти находится чиновник, их давший”.

Нестеров из “Тройки Диалог” говорит, что мировая была бы важна не только для России, но и для Total. Компания заинтересована в разработке Штокмановского месторождения, а также недр Восточной Сибири. Но участие в таких проектах было невозможно, пока Total находилась в конфронтации с властями, полагает Нестеров. “Очевидно, после неудачи с покупкой блокирующего пакета “НОВАТЭКа” Total решила занять более гибкую позицию, – рассуждает Нестеров. – Теперь она сможет оказаться в равных условиях с другими иностранными компаниями”.