TeliaSonera дошла до Вены


В марте TeliaSonera и Cukurova Group заключили соглашение, дающее скандинавам возможность приобрести 53% акций Turkcell Holding (или около 27% акций Turkcell) за $3,1 млрд. Но когда настало время подписывать договор о продаже, Cukurova отказалась это сделать. Вместо этого она начала переговоры с российской “Альфа Телеком”.

В июне “Альфа” договорилась выкупить за $1,59 млрд облигации “дочки” Cukurova Group – Cukurova Telecom Holding, которая к моменту совершения этой сделки будет владеть примерно половиной пакета Cukurova в Turkcell Holding (или 13,22% акций самой Turkcell). Эти облигации “Альфа” сможет конвертировать в акции “дочки”, установив тем самым косвенный контроль над 13,22% турецкого оператора. Вдобавок “Альфа” договорилась предоставить Cukurova шестилетний заем в $1,7 млрд, залогом для которого может послужить оставшийся пакет Cukurova в Turkcell Holding. На прошлой неделе “Альфа” сообщила, что, совершив эти сделки, она получит два из семи мест в совете директоров Turkcell.

Узнав о переговорах с “Альфой”, TeliaSonera обратилась в женевский арбитраж при Международной торговой палате, потребовав от Cukurova Group продать ей обещанные 53% акций Turkcell Holding. В качестве обеспечительной меры скандинавы просили суд запретить Cukurova вести переговоры о продаже этого пакета с третьими лицами. Ни одно из этих требований суд пока не удовлетворил. А арбитражный суд Стамбула, который TeliaSonera просила заморозить сделку между “Альфой” и Cukurova, отказал ей.

В минувшую пятницу TeliaSonera сообщила, что подала еще один иск, который будет рассматриваться арбитражным судом при Международной торговой палате в Вене. TeliaSonera хочет доказать, что сделка Cukurova с “Альфой” нарушает ее права как акционера Turkcell Holding.

“В конце 90-х гг. мы с Cukurova заключили соглашение, которое предусматривает, что акционер Turkcell Holding, который желает продать принадлежащие ему акции, должен сперва предложить их другому совладельцу”, – заявил на телефонной конференции вице-президент TeliaSonera Ян Хенрик Арнелл. По его словам, соглашение запрещает акционерам совершать и иные действия с акциями Turkcell Holding, не спросив разрешения друг у друга, – например, передавать их в залог.

“Передавая свой пакет “дочке”, Cukurova не нарушает соглашения”, – уточнил Арнелл. Но в целом схема, придуманная Cukurova и “Альфой”, нарушает права TeliaSonera, убежден он. В Вене для TeliaSonera главное – добиться, чтобы Cukurova предоставила компании возможность выкупить тот пакет Turkcell, на который нацелилась “Альфа”, пояснил “Ведомостям” вице-президент скандинавской компании Майкл Конгстад.

В Cukurova Group и “Альфа Телеком” не стали комментировать заявления скандинавов. Но источник, осведомленный о планах “Альфы” в Турции, отметил, что россияне провели тщательную юридическую экспертизу сделки и не обнаружили никаких препятствий для ее совершения.

TeliaSonera будет непросто отстоять свои права в суде, предупреждают эксперты. “Альфа” станет владеть акциями Turkcell Holding через фирму-посредника, и если в соглашении акционеров нет прямого запрета на такую схему, то суд вряд ли удовлетворит требование TeliaSonera, считает партнер юридической компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. Когда речь идет о соглашениях между коммерческими компаниями, суд обычно исходит из того, что те заранее учли все возможные риски, и не склонен расширительно трактовать условия соглашений, объясняет юрист.

“Все зависит от того, насколько детально прописано соглашение акционеров”, – соглашается адвокат Адвокатского бюро Борисова Эрнест Султанов. Впрочем, даже если TeliaSonera добьется своего в Вене, решение международного арбитража понадобится еще исполнить. А это тоже может оказаться непростым делом – ведь к тому времени, когда суд вынесет решение, акции уже могут быть у “Альфы”, замечает Султанов. На разбирательства в международных арбитражных судах обычно уходит “от девяти до 18 месяцев”, признает Арнелл. “Альфа” же заявляла, что намерена покончить со сделками до начала октября.