ВЕКТОР


Надежный покупатель

У Банка России теперь не будет проблем с размещением собственных облигаций (ОБР). По отчетности Сбербанка, на 1 июля 2005 г. в его портфеле находилось 98,6% выпуска ОБР (на 56,2 млрд руб.), который ЦБ продавал на аукционе 15 июня. Доходность этих бумаг – 4,3% годовых – непривлекательна, несмотря на их абсолютную надежность: рубли для погашения своих облигаций ЦБ может напечатать в любой ситуации. И до недавнего времени спрос на ОБР оставлял желать лучшего, а Сбербанк помочь не мог. Дело в том, что каждая покупка обязательств Центробанка должна утверждаться наблюдательным советом Сбербанка во главе с министром финансов Алексеем Кудриным, так как “Сбер” – дочерний банк ЦБ. По признанию одного из менеджеров “Сбера”, чиновники давно пытались упростить процедуру принятия решений по покупке ОБР и, судя по всему, решили задачку. Вот только прибавит ли это популярности рынку ОБР, не ясно. С одной стороны, появление такого крупного игрока всегда с радостью воспринимается участниками рынка, однако если Сбербанк не будет торговать ОБР, а подержит их до оферты ЦБ, то ликвидность на этом рынке упадет до нуля.

Черное и белое

В последние дни главным ньюсмейкером на рынке сотовой связи стало МВД. Арестовав 300 т контрабандных сотовых телефонов на $10 млн, милиционеры повергли рынок в шок. Внезапно выяснилось, что применение серых схем, позволяющих импортерам трубок не платить таможенные пошлины, – обычная практика на нашем рынке: за прошлый год по официальным каналам было ввезено меньше 3 млн шт. (из более 25 млн трубок, проданных в России). Участники рынка признают, что до сих пор контроль над соблюдением таможенного законодательства импортерами сотовых телефонов был недостаточным. По-видимому, бум сотовой связи и взрывной рост бизнеса сотовых дилеров не остался незамеченным чиновниками, и серые импортные потоки было решено по возможности “обелить”. Поскольку норма прибыли сотовых дилеров и так невелика, очевидно, что, если это удастся, цены на трубки вырастут – по оценкам экспертов, на 15%, а в краткосрочной перспективе (пока дилеры будут искать другие каналы импорта) – возможно, и сильнее. А значит, участникам рынка и аналитикам впору снижать свои прогнозы. Причем не только крупным сотовым дилерам, недавно привлекшим заемные средства под красивые показатели бизнес-планов, но и сотовым операторам – ведь прежние модели строились исходя из более низкой цены трубки, а в условиях нынешнего рынка борьба идет за абонентов, которым “десять баксов-то не лишние”.

Глянцевый путь

Издательский дом Hachette Filipacchi Shkulev (HFS), выпускающий русскую версию модного журнала Elle, меняет регистрацию. Отныне популярное дамское чтиво будет существовать не в качестве “журнала для женщин”, а как рекламное издание. Что это дает? В первую очередь снимает некоторые ограничения. Если ранее по российскому законодательству в Elle под рекламу могло быть отдано не более 40% площади, то теперь – хоть все 100%. В HFS говорят, что пошли на это, чтобы журнал не увеличивался в размерах. Растущий спрос на рекламу заставляет издателя постоянно увеличивать объем журнала – до 500 и более страниц. В итоге читательница оперирует талмудом весом под два кило. Коллеги HFS из “большой тройки” самых рекламоемких журналов – Cosmopolitan и Vogue – не спешат менять регистрацию, так как читатели крайне отрицательно относятся даже к существующим 40%. К тому же рекламные издания платят НДС не по льготной ставке 10%, а полноценные 18%. Но в HFS надеются заработать: уже в первом полугодии 2004 г. в России рекламодатели потратили на журналы $260 млн (за шесть месяцев прошлого года – $200 млн), и тенденция к росту сохраняется. Осталось только подождать и проверить, как отнесутся к новшеству читательницы нового, рекламного, Elle?