Двойная проверка


За несколько месяцев обсуждений министру экономического развития Герману Грефу удалось заручиться поддержкой правительства в создании инвестиционного фонда. В 2006 г. из него будет выделено около 70 млрд руб. – эти деньги пойдут на инфраструктурные проекты национального значения. Проекты-претенденты должны тянуть не меньше чем на 5 млрд руб., а бизнесу придется профинансировать не меньше четверти от их стоимости, говорится в финальной версии положения о фонде (копия имеется в распоряжении “Ведомостей”).

Первое сито на пути претендентов на госфинансирование – необходимость получить положительное заключение инвестиционного консультанта на свой проект. Сначала Минэкономразвития сформулировало предельно жесткие требования к консультантам – им соответствовали единицы. Консультант должен за последние пять лет обслужить не менее пяти проектов на сумму выше $5 млрд и иметь рейтинг не более чем на два уровня ниже рейтинга высшего уровня от Standard & Poor’s (АА), Moody’s (Аа2) или Fitch (АА), говорилось в первом варианте положения.

Теперь требования смягчились. В новой редакции, которую Минэкономразвития рассчитывает внести в правительство на этой неделе, срок работы с проектами увеличен до семи лет, их количество не ограничивается, а рейтинг может быть на два пункта ниже. Таким образом в список потенциальных консультантов попадают Morgan Stanley, Merrill Lynch, ABN Amro, Deutsche Bank, J.P. Morgan Chase и Dresdner Kleinwort Wasserstein. “Нам такая работа [с проектами для инвестфонда] интересна”, – радуется руководитель российского представительства одного из этих банков. Главное – не вознаграждение за услуги, а статус. “Мы всегда считали престижным работать на российское правительство”, – поясняет источник. Между тем услуги консультантов оплачиваются довольно щедро. Стоимость их визы может достигать от 0,5% до 4% от стоимости проекта, говорит представитель одной из российских инвестиционных компаний. При заявленной минимальной цене проекта это от $100 000 до $4 млн.

Правда, российские консультанты на эти деньги претендовать все равно не смогут. Ни одна из этих компаний не обладает рейтингами такого уровня и необходимым оборотом, констатирует управляющий директор “Ренессанс Капитала” Олег Железко. Главный экономист ИК “Тройка Диалог” Евгений Гавриленков не видит явных оснований для исключения российских компаний: “Возможно, это сделано из-за особых отношения российского бизнеса с российской властью”. В то же время с учетом знания специфики реалий российские компании могли бы оказаться более полезными, считает он.

При этом из чуть расширившегося списка потенциальных консультантов чиновники хотят выбрать элитный дивизион, который будет помогать им самим оценивать поданные заявки. Минэкономразвития хочет таким образом сверять собственную оценку проекта с оценкой, которую ему дал консультант претендента, поясняет источник в министерстве. Помогать чиновникам смогут компании, которые за пять лет провели сделки на общую сумму свыше $10 млрд и имеют рейтинг, который не более чем на три пункта ниже высших рейтингов ведущих агентств. “Услуги выбранного Минэкономразвития инвестиционного консультанта оплачиваются за счет фонда”, – говорится в положении.

Платить за одно и то же дважды чиновники готовы. “Дороговато, зато мы будем уверены, что проект заслуживает финансирования”, – говорит сотрудник Минэкономразвития. С такой позицией не согласны в Минфине. “Не вижу в этом [двухступенчатой проверке] никакого смысла”, – возмущается начальник департамента этого министерства Алексей Саватюгин. Требования к рейтингу инвестконсультантов, считает он, тоже бессмысленны, поскольку “они не являются показателями профессионализма”. Вместо того чтобы пропускать проекты через двойное сито консультантов, чиновники могли бы четче прописать критерии для отбора проектов, замечает замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев.