Лукашенко взялся за родных


В обосновании законопроекта “О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования доходов и имущества” (его копия имеется в распоряжении “Ведомостей”) говорится, что чиновники должны ежегодно представлять сведения о своих доходах. По действующему законодательству они это делают только при поступлении на госслужбу или при переводе на другую должность. Значительно расширяется и круг декларантов: помимо “высших должностных лиц и иных госслужащих, руководителей госорганизаций, в том числе не являющихся госслужащими, руководителей других организаций, включенных в кадровый реестр Главы государства, руководителей негосударственных сельхозорганизаций, с которыми в соответствии с законодательством местными исполнительными и распорядительными органами обязательно заключаются контракты”, заявлять о своих доходах предписано близким родственникам вышеуказанных лиц, “совместно проживающим и ведущим общее хозяйство”. При этом, говорится в обосновании, “также предусматривается возможность истребования деклараций от совершеннолетних близких родственников, совместно не проживающих с названными лицами”.

Окружение Лукашенко законопроект приветствует. “У нас люди прекрасно понимают важность борьбы с коррупцией и целиком разделяют позицию главы государства”, – говорит руководитель президентской пресс-службы Павел Легкий. “Лукашенко не против того, чтобы кто-то много зарабатывал, он против того, чтобы кто-то не платил налоги или приватизировал за копейки то, что стоит рубли”, – поддерживает его пресс-секретарь председателя Союзного государства России и Белоруссии Иван Макушок.

У белорусских и российских депутатов нет однозначного мнения на этот счет. “Это достаточно естественная во всем мире процедура проверки имущественного положения госслужащего”, – считает зампред международного комитета Госдумы Наталья Нарочницкая. А депутат палаты представителей Национального собрания Белоруссии Ольга Абрамова называет такие меры “излишними”. “Если имеются обоснованные предположения, что чиновник причастен к коррупции, рациональнее было бы предложить ему добровольно пройти тестирование на полиграфе и выявить мотивы его деятельности. Понятно, что результаты такого “допроса” не могут быть основанием для судебного преследования, однако появляется возможность как-то воздействовать на человека”, – предлагает она.

“Столь жесткий контроль вряд ли принесет желаемые плоды, – прогнозирует зампредседателя Белорусского союза предпринимателей Сергей Стрельчик. – Чиновники начнут либо привлекать к бизнесу своих дальних родственников, либо решать финансовые вопросы через предприятия, которые опосредованно зависят от того или иного департамента”. По его мнению, более действенный способ борьбы с коррупцией – “сокращение количества чиновников и их полномочий в сфере предпринимательской деятельности”. “Карательные меры, безусловно, нужны, но к каждому госслужащему контролера не приставишь”, – резюмирует он.

Эксперты считают, что такие законодательные инициативы не слишком согласуются с интеграционными процессами, предполагающими синхронизацию правовой базы России и Белоруссии. “Когда Лукашенко вводит подобные нормы, он просто запугивает вертикаль, при этом соображения единого экономического пространства и единого правового поля вообще не принимаются во внимание”, – говорит руководитель Минского научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. “На словах Лукашенко любит себя представить как явного поборника интеграции, но то, что он делает в реальности, показывает всякое отсутствие унификации законодательства обоих государств и практики его применения”, – соглашается с ним председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебидько.

При этом они сомневаются, что у чиновников подобные меры вызовут открытое отторжение. По мнению директора Института стран СНГ Константина Затулина, “белорусская элита на сегодняшний день лишена индивидуальности – она боится своего руководителя и понимает свою зависимость от него”. А Ярослав Романчук “с трудом” представляет себе возмущение чиновников, ведь “зарплаты у них высокие, имущественный статус хороший и подчинение государству – всего лишь издержки, которые они вынуждены терпеть”. “Политическая элита ропщет только в очень узком кругу, и ожидать, что ее недовольство выльется в какие-то формы противодействия Лукашенко, было бы излишним”, – резюмирует Лебидько.

И все же процессы интеграции “заставят оба государства поступиться определенной долей своего суверенитета”, говорит Иван Макушок. При этом он высказал уверенность, что “в России за амнистией капитала также последует ужесточение налоговых норм”. “Россия в своих законах ничего менять не будет – сегодня наша бюрократия не заинтересована в контроле и в отличие от бюрократии в Белоруссии играет более весомую роль в отношениях с президентом”, – не соглашается Затулин.