Страховка по-иракски


За последние два года менеджеру багдадского отеля Сааду Ябури не раз довелось ощутить на себе последствия войны в стране: на его глазах взорвался автомобиль; в здание, где он находился, попала ракета, а однажды в его собственном офисе взрывной волной выбило стекла. Поскольку рассчитывать на мир в Ираке в скором времени не приходится, Ябури решил застраховать свою жизнь от терактов. За страховку он платит примерно $35 в год, и в случае его насильственной смерти багдадская страховая компания al-Ameen Insurance выплатит семье $3500.

Такой же полис Ябури приобрел для своих двух сыновей. “Я понимаю, что ни я, ни мои сыновья не являемся целью террористов, – говорит он, – но жизнь здесь слишком непредсказуема, и нет гарантии, что тебя случайно не убьют, когда будешь идти по улице или говорить по телефону”.

Иракские страховые компании были национализированы в 1964 г., и, хотя при Саддаме Хусейне в 2000 г. несколько частных компаний было допущено на рынок, все же конкуренция в секторе остается низкой. Иракские компании обычно перепродают полисы, купленные у иностранных страховщиков, которые не хотят покрывать риски от терактов. Однако семь иракских страховых компаний (пять частных и две государственные) решили, что этот сегмент сулит неплохие возможности.

Управляющий директор государственной компании Iraqi Insurance Бассим Махди Аббас в январе 2004 г. предложил руководителям крупнейших страховых компаний обсудить вопрос о страховке от терактов. Переговоры шли трудно, лишь в апреле 2004 г. было заключено соглашение, а полисы начали продаваться в октябре.

Страховщики совместно разработали продукт, покрывающий риски, связанные исключительно с терактами. Каждая компания оставляет себе 10% вырученных денег от продажи полисов, остальные 90% идут в общий пул. Благодаря общим деньгам компании берутся за риски, с которыми в одиночку работать бы не стали. “Это хороший продукт, потому что традиционные правила страхования в Ираке не работают, – говорит Мунем аль-Хафаи, управляющий директор компании al-Ameen. – Как бы вы посчитали риск [насильственной] смерти в Багдаде?”

Взносы, которые клиентам приходится платить за страхование от терактов, по меркам страны, где средняя зарплата составляет $1500 в год, а уровень безработицы – 50%, довольно высоки. Максимальный размер страховки для частных клиентов составляет $35 000. “Я прекрасно понимаю, что моя семья не сможет постоянно жить на эти деньги, – говорит Ябури, – меня успокаивает то, что, если меня убьют, они будут знать, что я любил их и сделал для них все, что мог”.

Владелец компании Dar al Salam Insurance Мирза Маджи Мурадхан подсчитал, что риск погибнуть от теракта в Ираке в семь раз выше, чем в остальном мире. По данным британских Iraq Body Count и Oxford Research Group, с марта 2003 г. по март 2005 г. потери среди гражданского населения Ирака составили 24 865 человек. Население страны составляет 25 млн человек, то есть за два года войны погиб примерно один человек на тысячу; при этом порядка 9000 человек (один на 2800 жителей) стали жертвами насильственных преступлений. В 2003 г. в США, согласно официальной статистике, это соотношение составляло 1 к 18 000.

Сейчас иракскими компаниями продано более 100 полисов, и, как отмечают страховщики, интерес растет. За возмещением, правда, пока никто не обращался. (WSJ, 19.08.2005, Татьяна Бочкарева)