ВОПРОС ДНЯ: А есть ли пузырь на фондовом рынке?


Одним из показателей перегрева рынка является ситуация, когда дивиденды за предыдущие годы низки относительно цены акции, тогда скорее всего акция переоценена очень сильно. Однако некоторые знаменитые компании из года в год платят очень низкие дивиденды, но им люди доверяют. Например, для Сбербанка это нормально, он получил рейтинг выше странового.

Кристофер Уиффер, главный стратег аналитического отдела управления рынков и акций Альфа-банка

Павел Медведев, заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы

Пока пузырь не наблюдается, но индекс может продолжить расти. Когда показатель достигнет отметки 1000, можно будет говорить о перегреве. Я не думаю, что правительство должно беспокоиться и принимать какие-то меры.

Роланд Нэш, старший аналитик ИК “Ренессанс Капитал”

Мы используем индикатор, который так и называется – “индекс мыльного пузыря”. Он рассчитывается в процентах как разница между капитализацией рынка и денежным предложением. Сейчас рынок вошел в зону неопределенности. За последнее время рынок вырос очень значительно, в то время как такие показатели, как денежная масса, демонстрировали менее агрессивные темпы роста. Вероятность коррекции существует, и она достаточно высокая.

Антон Струченевский, экономист инвестиционной компании “Тройка Диалог”

Сейчас рынок только немного перегрет. Это не пузырь. Многие иностранные инвесторы, которые избавлялись от акций в прошлом году в связи с ситуацией с “ЮКОСом”, возвращаются в этом году. Главной причиной роста являются высокие цены на нефть в сочетании со снижением рисков. Президент Путин делает упор на улучшение отношений между правительством и бизнесом. Раньше акции были дешевыми, но инвесторы не хотели их покупать из-за высокого риска. Сейчас при показателе 850 пунктов рынок не требует мер регулирования. Акции просто достигли своей справедливой позиции.

Ситуации перегрева рынка бывали и раньше. К катастрофическим последствиям это не приводило. Некоторые явления подобного рода наблюдались как раз в конце лета. Это совпадает с рядом факторов, из которых самое важное то, что закрывается финансовый год на Западе. Надо смотреть, как фондовые мультипликаторы и другие показатели отражают действительность. На глобальных рынках ликвидность весьма высокая, в то время как доходности по-прежнему низки. Восприятие российской экономики силами некоторых рейтинговых агентств чрезмерно оптимистично. Если у нас существует мыльный пузырь, то он сдуется тогда, когда наличие свободных средств на международных рынках значительно уменьшится.

Николай Кащеев, главный аналитик казначейства ВТБ