Помощь не нужна


За последние пять лет Минфин истратил на финансовую помощь регионам порядка 750 млрд руб., но расслоение между территориями стало только больше. Как подсчитали профессор новосибирского Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Борис Лавровский и старший преподаватель НГУ Екатерина Постникова, в 2001 г. бюджетная обеспеченность регионов-аутсайдеров без учета дотаций составляла 65% от среднероссийского уровня, а к 2005 г. опустилась до 61%. К отстающим ученые отнесли территории с бюджетной обеспеченностью ниже средней по России – всего от 69 до 71 в разные годы. Территорий, которые обеспечены меньше чем наполовину от среднего уровня, за пять лет стало ощутимо больше – 32 против 25. Результаты исследования опубликованы в последнем номере “Вопросов экономики”.

Неэффективна вся региональная политика бюджета, объясняют ученые: планирование идет только на год вперед, а основную часть денег получают самые бедные регионы. “Середнякам” Москва помогает с каждым годом все меньше – беднейшие территории (обеспеченность ниже 60% от среднероссийской) в этом году получат уже 78,9% от всех денег из федерального Фонда финансовой поддержки против 75,2% в 2004 г.

Регионам “выгоднее” из года в год выбивать помощь из центра, а не наращивать собственные доходы, ведь за счет трансфертов “бедняк” может даже обогнать по сумме поступлений “середняка”, говорится в исследовании. Например, в 2004 г. Чечня, которая до распределения трансфертов была на последнем месте среди регионов по бюджетной обеспеченности, поднялась на семь позиций вверх. Менее удачливыми в лоббировании оказались Омская область и Ставропольский край – после распределения дотаций они опустились на 27 и 26 позиций в списке российских регионов соответственно.

Пока что Минфин каждый год наращивает бюджетную поддержку территорий. В 2005 г. через фонд будет распределено 189,9 млрд руб., а по проекту федерального бюджета на 2006 г. – 228,2 млрд руб. – рост на 20,2%. Чиновники считают, что поступают правильно. Доходы наиболее богатых регионов растут гораздо быстрее, чем доходы беднейших, объясняет директор департамента межбюджетных отношений Минфина Антон Силуанов. “Приходится тратить больше средств, подтягивая беднейшие регионы к среднему уровню”, – говорит он. Рост размера фонда в 2006 г. позволит лишь сохранить обеспеченность беднейших территорий на уровне 64–65%, как и в 2005 г., добавляет он. К тому же до распределения дотаций бюджетная обеспеченность 10 беднейших регионов в 2006 г. будет составлять всего 19,8% среднероссийской, а десятки богатейших – 200%. А с учетом денег из фонда поддержки лидеры окажутся лишь втрое богаче бедняков, хвастается Силуанов.

Дифференциация была бы куда сильнее, если бы не политика Москвы, говорит Илья Трунин из Института экономики проблем переходного периода. Регионам мешает развиваться не плохая система поддержки из фонда, а проблемы с распределением денег по другим каналам, считает он. Например, из фонда на поддержку сбалансированности бюджетов средства дают регионам с большой задолженностью по зарплате или платежам за коммунальные услуги – территориям дают принципиально “неправильные стимулы”, объясняет Трунин. Но у регионов в целом нет резона наращивать свои доходы, раз центр обеспечивает помощью подавляющее большинство из них, возражает научный руководитель Института региональной политики Ольга Кузнецова.

Губернаторы богатых регионов хотели бы делиться меньшей долей доходов. Иначе получается, что политика Москвы – “все отнять” и поделить “по справедливости”, говорит губернатор Самарской области Константин Титов. Помогать надо дотационным территориям, которые стараются зарабатывать больше, считает президент Союза содействия работникам торговли Омской области Николай Ефимкин. Или хотя бы оставлять им больше из собранных доходов, добавляет Титов. У Минфина, правда, есть фонды софинансирования и развития территорий, напоминает Силуанов. Но за счет, например, первого из них центр помогает регионам выплачивать детские и ветеранские пособия, а следовало бы финансировать реформы ЖКХ и местного самоуправления, убежден сенатор Евгений Бушмин.