ВЕКТОР


Московская фондовая биржа (МФБ) не чурается никакого товара, чтобы добиться сколько-нибудь значимых объемов торгов. Некогда главная площадка по торгам акциями “Газпрома” стагнирует больше трех лет – с тех пор как с нее в 2000 г. ушел Газпромбанк и увел основные обороты этими бумагами. МФБ пыталась организовать торговлю акциями концерна для ММВБ по схеме, аналогичной РТС, но Центробанк не позволил ММВБ ее реализовать. В прошлом году МФБ привлекла в ряды партнерства РАО ЕЭС и “Интеррос”, понадеявшись на то, что на ней начнут торговаться акции новых энергокомпаний. Но и этот проект остался нереализованным. Биржа решила не сдаваться: недавно ее акционеры выбрали нового президента – Виктора Уткина, бывшего гендиректора ИФ “ОЛМА”. В начале августа он пообещал, что в ближайшее время биржа запустит торги акциями МТС и АФК “Система”. Но самой необычной мерой по реанимации биржи станет ее российско-узбекский биржевой проект. МФБ совместно с Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржей хочет продать на организованном рынке почти 20  000 т узбекского хлопка из “предварительно накопленного госрезерва”. А вдруг легендарный материал – символ застоя и перестройки – станет символом возрождения МФБ?

Докопались до угля

Торговля углем в России – традиционно высокодоходный бизнес. На пике популярности этого бизнеса проверить, как он ведется, решили правоохранительные органы. Вчера департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД заявил, что проводит проверки основных экспортеров угля. Проверка вскрыла, что многие собственники продают уголь за границу по заниженной цене через подконтрольные им офшорные фирмы. Милиционеры не раскрывают названия компаний, которые они проверяют. В СУЭК “Ведомостям” сказали, что на ее предприятиях проверки не проводились. В группе “Мечел”, “Евразе”, “Кузбассразрезугле” отказались от комментариев. Между тем сразу два источника на угольном рынке сообщили, что запрос о предоставлении информации о финансово-хозяйственной деятельности за 2004 г. и первое полугодие 2005 г. получили все крупные компании Кузбасса.

Нефтяники и металлурги давно поняли, что бизнес надо вести более прозрачно, а угольщики до последнего времени жили обособленно. Теперь государство взяло их под контроль. Возможно, полученная в ходе проверок информация и не станет основой для немедленного возбуждения уголовного дела в отношении кого-то из собственников, что может привести к переделу собственности в угольном секторе. Но неизвестно, как в будущем государство решит ею воспользоваться. Не дожидаясь этого, угольщики уже поспешили стать более прозрачными и честными. ДЭБ сообщил, что в первом полугодии средняя экспортная цена угля, реализуемого рядом российских производителей, выросла почти вдвое. По данным администрации Кемеровской области, экспорт угля из области вырос в ценовом выражении на 46,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года до $1,2 млрд.

Вредная уравновешенность

Несколько лет назад, когда нынешние совладельцы “ВымпелКома” –”Альфа-групп” и норвежский Telenor – заключали соглашение акционеров, они очень старались не нарушить баланс сил в компании. Это им блестяще удалось. Оба получили блокирующие пакеты акций, наделяющие совладельцев абсолютно идентичными правами, а любой шаг в сторону требовал обязательного одобрения со стороны второго акционера. Мало найдется в России компаний, в которых силы крупнейших совладельцев были бы уравновешены столь идеально. Но эта сбалансированность обернулась против “ВымпелКома”, как только у его совладельцев обнаружился конфликт интересов. “Альфа” задумала вывести “ВымпелКом” на Украину, а у Telenor там уже оказался подконтрольный актив – компания “Киевстар”. В результате акционеры вот уже полгода ведут друг с другом войну, конца которой не видно – ведь ни “Альфа”, ни Telenor не могут совершить ни единого шага, который противоречил бы интересам другой стороны. Юристы, составлявшие соглашение, оказались истинными мастерами своего дела. Все, что остается партнерам в этой ситуации, – это бомбить друг друга судебными исками, имеющими довольно отдаленное отношение к сути их спора и судьба которых мало повлияет на его исход. Такова, по мнению аналитиков, и попытка “Альфы” доказать в украинском суде, что Telenor не вправе единолично назначать топ-менеджеров “Киевстара” (см. статью на стр. Б6). Ее действия могут заставить норвежцев понервничать, но решающего значения для украинской эпопеи “ВымпелКома” они играть скорее всего не будут.

Хлопковое дело