Автомобиль не как у всех


Немцы уходят в отрыв

Германские автопроизводители одними из первых предложили покупателям в России возможность покупки тюнингованных автомобилей и сегодня являются лидерами этого рынка. Доработкой автомобилей Audi занимаются “придворные ателье” Votex (осуществляет также тюнинг автомобилей Volkswagen) и quattro GmbH. С автомобилями марки BMW работает компания MotorSport, у Mercedes есть компания AMG, Opel доводят до ума в OPC. По словам Андрея Родионова, PR-специалиста компании “ДаймлерКрайслер автомобили РУС”, российские представительства автопроизводителей только продвигают продукцию этих ателье и закупают аксессуары. Самим же тюнингом занимаются профильные производства в Германии.

Глубокий тюнинг подразумевает изменения параметров двигателя (в основном мощности), переработку подвески, окраску корпуса в эксклюзивные цвета. Верхней планки цены на доработанный автомобиль не существует.

“Когда человек покупает у нас автомобиль, он может сразу заказать и тюнинг, который производится на профильном предприятии в Германии”, – рассказывает Вагиф Бикулов, PR-менеджер Audi of Russia. Всего в 2004 г. Audi продало в России 276 тюнингованных автомобилей, за первое полугодие 2005 г. – 133.

Заводской тюнинг для Audi A8, по словам Бикулова, может обойтись в сотни тысяч долларов. Если автомобиль в номинальной комплектации стоит $90 000, то с доводкой его цена может взлететь и до $300 000. У более скромных моделей, таких как A4, тюнинг не столь дорог: цена на автомобиль в базовой комплектации начинается от $31 000, а стоимость Audi A4 DTM Edition, разработанной совместно с quattro GmbH, составляет $60 346. Цена увеличивается в два раза, но по сути это уже другой автомобиль: на “четверке” теперь стоит двигатель FSI с турбонаддувом мощностью 220 л. с., привод – на все колеса (диаметром 18 дюймов), 6-ступенчатая коробка передач, клиренс уменьшен на 20 мм. За счет спортивного обвеса (спойлеры, спортивные бампера, пороги и т. д.) полностью меняется внешность автомобиля.

Дочерняя компания BMW, тюнинговое ателье MotorSport, уже более 30 лет занимается глубоким тюнингом автомобилей баварского концерна. В России сегодня можно купить тюнингованные автомобили 3, 5 и 6-й серий с индексом “М”. В официальном представительстве в России не раскрывают цифры продаж BMW M, но, по словам Ксении Климушиной, PR-специалиста BMW Russland Trading, самой популярной моделью на протяжении многих лет является M3 Coupe. BMW M3 стоит более чем в два раза дороже своего оригинала в базовой комплектации (29 900 и 79 900 евро). За эти деньги покупатель получает 343-сильный двигатель объемом 3246 куб. см, который разгоняет спортивную “тройку” до 100 км/ч за 5,2 с, 6-ступенчатую коробку передач, вентилируемые дисковые тормоза, легкосплавные диски R17 M-типа и, конечно же, фирменный аэродинамический обвес.

Огромный завод по меркам тюнингового бизнеса работает в Аффальтербахе под Штутгартом. На производстве AMG GmbH, дочерней компании Mercedes-Benz, работает более 500 человек, выпускающих до 20 000 тюнингованных Mercedes в год. Из них в России в прошлом году был продан 91 автомобиль, а в первом полугодии этого – 85. Абсолютным чемпионом стал G 55 AMG: за шесть месяцев 2005 г. было продано 45 автомобилей.

У автомобилей, подвергшихся заводскому тюнингу, производитель сохраняет такую же гарантию, как и на стандартные автомобили: BMW M – один год гарантии плюс один год гарантии дает дилер, DaimlerChrysler и Audi дают два года гарантии на автомобили, доработанные AMG, quattro GmbH и Votex.

Ford пускается в погоню

Примеру немецких автопроизводителей в России решила последовать компания Ford, которая с прошлого месяца официально предлагает тюнинговые автомобили российским покупателям. Правда, пока речь идет только о поставках внешних элементов декора. Детали внешнего обвеса – решетки радиаторов, накладки на бампера и пороги, насадки на глушители, спойлеры, разработанные тюнинговым ателье MS-Design, по официальным дилерам Ford будет распространять российский представитель MS-Design компания “Мантц Групп”. А дилеры будут устанавливать их на автомобили. По словам исполнительного директора “Мантц Групп” Дмитрия Шибанова, обвесы поставляются на весь модельный ряд Ford, кроме внедорожников. Набор, состоящий из накладок на бампера, пороги и задний спойлер, на Ford Focus хетчбэк стоит 1230 евро. Если клиент пожелает приобрести еще решетку радиатора и насадку на выхлопную трубу, то цена возрастет до 1600 евро.

А вот в входящей в автоконцерн Ford шведской компании Volvo выступают категорически против какого-либо вмешательства даже во внешний вид автомобиля. “У Volvo очень высокие требования к безопасности, поэтому даже внешний тюнинг может повлиять на аэродинамику. Поэтому мы снимаем автомобиль с гарантии. Если меняется решетка радиатора, то просим убрать эмблему Volvo”, – рассказала руководитель отдела маркетинга Volvo Car Russia Виктория Павлова.

Покупатели корейских автомобилей также лишены возможности покупать их тюнингованные версии. Гендиректор “Карнэт-2000” (официальный дистрибутор автомобилей Hyundai в России) Роман Хапаев объясняет отсутствие заводского тюнинга у Hyundai невостребованностью данной услуги: “Мы изначально производим автомобили хорошего качества. А тюнинг – скорее имиджевое явление”.

ВАЗу тюнинг невыгоден

Тюнинг отечественных автомобилей существовал всегда. Но на смену умельцам, “протягивавшим” новые изделия российского автопрома, пришли компании, занимающиеся не только начинкой автомобиля, но и его внешним видом. Например, дочерние предприятия “АвтоВАЗа” “Бронто”, “Суперавто” и “ВазИнтерСервис” выпускают модифицированные модели, как-то купе на базе ВАЗ-2112 с форсированным двигателем 1,8 л или модель “Премьер” – удлиненная версия ВАЗ-2110. Но официальной заводской программы тюнинга у “АвтоВАЗа” нет.

“Полноценным тюнингом это назвать нельзя. Мы выпускаем 700 000 автомобилей, и для нас тюнинг невыгоден”, – сказал Александр Громков, директор по связям с общественностью “АвтоВАЗа”.

Обвесом и глубоким тюнингом тольяттинских автомобилей занимается компания “Торгмаш” и официальный дистрибутор “АвтоВАЗа” “Питер-Лада”, у которой с 1997 г. существует свое тюнинговое ателье. Но, по словам старшего менеджера отдела дополнительного оборудования Игоря Цуканова, до недавнего времени ателье занималось только внешним тюнингом. “Теперь мы занимаемся подвеской: усиливаем опоры, ставим пружины с переменным шагом”, – говорит Цуканов. Основным препятствием для глубокого тюнинга, по его мнению, являются ограничения со стороны производителя отечественных автомобилей. “Завод снимает с гарантии в случае вмешательства в двигатель”, – говорит он. А в последнее время клиент интересуется именно улучшением ходовых качеств. В среднем через тюнинговое ателье “Питер-Лада” проходит 15–20 автомобилей в месяц. Разброс сумм на заказы очень велик: от $200 до $3000–4000.