Банки предпочитают нефть


Федеральный чиновник соглашается, что такая схема залога увеличит нагрузку на “Роснефть”. “Насколько мне известно, речь идет только о залоге неконтрольного пакета акций “Роснефти” и других обеспечений не планировалось”, – говорит он. По его словам, договоренности с банками уже есть и подписание документов ожидается в ближайшее время.

Уже несколько месяцев “Роснефтегаз” пытается привлечь кредит западных банков, чтобы оплатить акции “Газпрома”, но на первый платеж в размере $563 млн ему пришлось занимать у “Роснефти”. Главным вопросом в переговорах с банками было обеспечение кредита. На прошлой неделе министр экономразвития Герман Греф сказал, что залогом годового кредита в $7,5 млрд будет менее 50% акций “Роснефти”, а погашать заем “Роснефтегаз” будет за счет продажи неконтрольного пакета своей единственной “дочки”.

А глава Минпромэнерго Виктор Христенко предложил новый вариант залога: экспортные поставки “Роснефти”. “Роснефти” есть что показать и чем гарантировать, например, экспортные поставки нефти”, – цитирует Христенко “Интерфакс”. При этом рассматривается возможность вообще не закладывать акции госкомпании.

Залогом кредита “Роснефтегазу” станут экспортные поставки “Роснефти”, к долгам госкомпании надо будет добавить еще $7,5 млрд, говорит аналитик Standard & Poor’s Елена Ананькина. На начало года долг “Роснефти” составил $13,7 млрд. Кроме того, у нее есть налоговый долг “Юганскнефтегаза” в $5,1 млрд и его гарантии перед западными банками за прежнего хозяина – “ЮКОС”. На начало года, по данным “Роснефти”, эта сумма составляла $1,9 млрд. Аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов отмечает, что такой долг будет сильно сдерживать капитальные инвестиции “Роснефти”, ведь только на его обслуживание компания будет тратить около трети годовой EBITDA (прибыль до выплаты налогов, процентов и амортизационных отчислений).

Версия Христенко удивила и менеджера “Роснефти”. “Она не соответствует действительности”, – утверждает сотрудник госкомпании. В пресс-службе “Роснефти” от комментариев отказались.

А вот банкирам идея Христенко нравится. Два менеджера банков, с которыми “Роснефтегаз” ведет переговоры о кредите, назвали залог экспорта нефти приемлемым вариантом. По их словам, решения о займе еще нет.

Для банков гораздо выгоднее и привычнее получать в залог экспортную выручку, нежели акции, говорит аналитик “Ренессанс Капитала” Петр Гришин. “Если они получат акции “Роснефти”, сложно представить себе, что они смогут с ними сделать, если деньги вовремя не вернут”, – отмечает он. “Роснефть” часто закладывает экспортную выручку. Но президент “Антанта Капитала” Сергей Алексашенко отмечает, что почти все кредиты госкомпании являются обеспеченными. Кроме того, компания обязалась поставить в Китай 48,8 млн т нефти до 2010 г. по кредиту $6 млрд. Алексашенко сомневается, что чиновники успеют продать неконтрольный пакет “Роснефти” в течение года, чтобы погасить кредит. Греф говорил, что скорее будет прямая продажа пакета, Христенко надеется на IPO. У правительства большие проблемы со сроками принятия решений, поясняет Алексашенко. “Банки это понимают, поэтому и пытаются максимально защититься”, – говорит он. Скорее всего, получится, что акции “Газпрома” придется оплатить “Роснефти”, резюмирует Алексашенко.