Доплатить за мертвые номера


Операторы уже сейчас оплачивают номера, которые выдает им Федеральное агентство связи (Россвязь). Каждый номер обходится им в 10 руб. На вчерашнем брифинге директор департамента государственной политики в области инфокоммуникаций Виталий Слизень предложил усовершенствовать механизм оплаты. В будущем, предположил он, операторам, возможно, придется платить за выделенные им номера ежегодно. При этом размер платежа должен зависеть от того, использует ли оператор данный номер. “Если номер задействован, платеж может быть символическим – скажем, копейка, если же нет – тогда оператор заплатит больше”, – рассуждает Слизень. Это будет стимулировать операторов развиваться более интенсивно и не держать про запас номера, в которых могут нуждаться другие компании, поясняет другой чиновник Мининформсвязи.

Государство и сейчас следит, чтобы операторы не медлили с подключением номеров. Если номер не эксплуатируется два года, государство изымает его у оператора, говорит пресс-секретарь Россвязи Павел Морозов. Но будет только справедливо, если операторы, подолгу не использующие номера, станут платить за них больше, чем их более оборотистые коллеги, считают в Мининформсвязи.

По мнению коммерческого директора “ЦентрТелекома” Сергея Приданцева, инициатива министерства коснется в основном отдельных альтернативных операторов, которые запасались избыточной номерной емкостью, чтобы затем перепродать ее. “Я знаю компании, неплохо заработавшие на торговле номерами, но теперь их перепродажа запрещена, и некоторые столкнулись с переизбытком номеров”, – рассказывает он. Самому “ЦентрТелекому”, по словам Приданцева, номеров, напротив, не хватает. “По всему Центральному округу в очереди на телефон стоит около 800 000 человек, а в Московской области из-за дефицита даже пришлось вводить дополнительный код – 498”, – напоминает он.

В регулярной плате за номера нет ничего страшного, считает пресс-секретарь “Уралсвязьинформа” Валерий Костарев. Но его компанию волнует, какие номера будут считаться неиспользуемыми. Операторам необходимо давать “разумный промежуток времени на подключение новых абонентов – возможно, до 7–10 лет по фиксированной связи”, считает он.

В мире действуют разные системы оплаты номерной емкости, но весь вопрос в том, насколько эффективно государство контролирует использование номеров, убежден вице-президент “Корбины Телеком” Александр Малис. “Изменение системы оплаты ничего не даст, – уверен он. – Нужно, чтобы чиновники прекратили выдавать избранным операторам по 100 000 номеров разом, а выписывали номера небольшими порциями, проверяя, насколько быстро оператор освоил выданные ранее”. К тому же идея Мининформсвязи плохо согласуется с принципом переносимости абонентского номера, добавляют представители двух других операторов. Неясно, кто должен платить за номер, если его владелец сменит оператора, поясняют они.

Неоднозначно относятся к идее и сотовые операторы. “Действующий закон “О связи” предусматривает, что операторы платят за номера один раз”, – напоминает директор по связям с общественностью “ВымпелКома” Михаил Умаров, добавляя, что номерной ресурс – всего лишь цифры, которые не требуют от государства затрат на содержание. А пресс-секретарь “МегаФона” Марина Белашева и директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов считают, что проблема “затоваривания” номерами вообще не касается их компаний. “За нами зарезервированы номера в отведенных нам федеральных кодах, и мы обращаемся за ними лишь по мере необходимости”, – объясняет Белашева. Прямые же номера, которыми пользуются, по оценке Слизеня, всего 2% сотовых абонентов, операторы отныне должны арендовать у операторов фиксированной связи, так что закупать их впрок попросту невыгодно, отмечает Нефедов.

По словам чиновника Мининформсвязи, высказанное предложение пока лишь идея, для воплощения которой еще понадобится поддержка Минфина – ведь придется вносить изменения в Налоговый кодекс. “Наша позиция будет зависеть от того, как эта инициатива скажется на тарифах для пользователей, – заявил “Ведомостям” пресс-секретарь министра финансов Геннадий Ежов. – Если она приведет к их росту, то мы выступим против”. В Мининформсвязи говорят, что расчетов пока не проводили.