Испытательный срок для KPMG


Мировое соглашение между американским подразделением KPMG и Минюстом может быть заключено уже на этой неделе, сообщают источники, знакомые с этим делом. Оно позволит фирме урегулировать обвинения по делу о продаже в 90-е гг. схем по уходу от налогов богатым клиентам в США. Соглашение будет предусматривать испытательный срок на год-полтора (в течение этого времени прокуроры не будут предъявлять компании уголовные обвинения), введение внешнего контроля и штраф до $500 млн.

Мировое соглашение для KPMG равносильно возможности выжить – Arthur Andersen перестала существовать после того, как в 2002 г. была признана виновной по уголовному обвинению в деле об аудите Enron. Но сейчас прокуроры готовы идти навстречу – регуляторы опасаются сокращения конкуренции на аудиторском рынке в случае исчезновения еще одной компании из нынешней “большой четверки”. По оценке Налогового управления США (IRS), из-за схем KPMG, которые впоследствии были признаны недобросовестными, бюджет недополучил налогов на $1,4 млрд.

Реализовывать эти схемы KPMG помогали ряд инвестбанков. В апреле в сенате США был представлен доклад, показывавший, что KPMG не могла бы столь успешно продавать схемы без помощи Deutsche Bank и HVB (KPMG, кстати, была их аудитором), а также UBS. В рамках этих схем банки предоставляли клиентам KPMG кредиты на миллиарды долларов. Прокуратура штата Нью-Йорк начала расследование роли инвестбанков.

В феврале 1998 г. два менеджера UBS получили анонимное письмо. Автор предупреждал их, что банк “предлагает налогоплательщикам США незаконные схемы по уходу от налогов”. “Если IRS узнает об этих схемах, то к UBS могут возникнуть серьезные финансовые и уголовные претензии”, – говорилось в письме. Имя его автора сейчас общественности не известно.

В ответ на письмо UBS приостановил операции в рамках схем KPMG. Но через несколько месяцев, как говорится в докладе, банк “возобновил продажу этих продуктов и полностью прекратил ее лишь после того, как сама KPMG перестала их продавать”. По мнению руководства UBS, продажа этого продукта “не означала одобрения ухода от налогов”.

По данным сената, Deutsche Bank заработал на участии в схемах $79 млн комиссионных. HVB за три месяца в 1999 г. только на одной схеме заработал $5,5 млн, а в 2000 г. – гораздо больше. В 1997–1998 гг. UBS участвовал в 100–150 сделках по схемам KPMG, но данных о полученных банком комиссионных нет.

На прошлой неделе Доминик Деджорджио, бывший управляющий директор нью-йоркского отделения HVB, признал себя виновным в мошенничестве и тайном сговоре. Деджорджио контролировал участие HVB в одной из схем, которую сейчас он признает мошеннической, поскольку деньги “на кредиты [клиентам KPMG] никогда не выделялись и даже не покидали банк”.

Представитель HVB заявил, что банк сотрудничает со следствием. В Deutsche Bank от комментариев воздержались.

В Deutsche Bank, как видно из его документов, окончательное решение об участии в схемах KPMG принимал тогдашний гендиректор американского подразделения Джон Росс. В августе 1999 г. на одном из заседаний Росс потребовал, чтобы “к продукту не допускались покупатели, против которых начато судебное разбирательство, и вокруг сделок было поменьше шума”. Росс уволился из банка в 2002 г. (FT, WSJ, 19–23.08.2005, Татьяна Бочкарева)