На рынке акций четыре эшелона


Критериями методики FIM Securities стали капитализация компаний, их выручка, стоимость акций в свободном обращении, ликвидность, а также наличие программ ADR/GDR, отчетности по МСФО и качество корпоративного управления (см. справку). Директор по операциями на фондовом рынке FIM Securities Майкл Бобошко рассказывает, что клиенты компании по-разному трактуют понятие “второго эшелона”. Поэтому аналитики решили помочь им точнее определять риски инвестиций, разработав собственную методику.

При этом в список “голубых фишек” не попали бумаги “Сургутнефтегаза”, “Транснефти”, “НОВАТЭКа”, “Пятерочки”, “Ростелекома” и всех региональных операторов связи. Бобошко объяснил, что “Сургут” – самая непрозрачная из крупных российских компаний. Она практически не заботится о своих отношениях с инвесторами и не ведет отчетности по международным стандартам. “Транснефть” на фондовом рынке представлена только привилегированными акциями, а их стоимость намного меньше $2,5 млрд. Выручка и капитализация “Ростелекома”, “Пятерочки” и региональных телекоммуникационных компаний не дотягивают до критериев аналитиков FIM Securities. Хотя “Уралсвязьинфом”, “НОВАТЭК” и “Пятерочка” первые претенденты на включение в состав “голубых фишек”. Пересматривать состав “эшелонов” компания будет раз в квартал.

Управляющий фондами компании Kazimir Partners Дмитрий Крюков отметил, что у подавляющего большинства инвестфондов есть собственная классификация российских акций, которая отражена в их инвестиционных меморандумах. В Kazimir Partners акции делят на ликвидные и неликвидные. Критериями служат объемы торгов и возможность быстро продать или купить бумаги на рынке. Руководитель аналитического отдела “Антанта Капитала” Денис Матафонов считает методику FIM интересной. “Раньше акции делили на эшелоны, исходя из их ликвидности и капитализации компании, не учитывая качество корпоративного управления или наличие независимых директоров”, – отмечает он. Хотя в методике FIM, по его мнению, есть спорные критерии, например выручка компании не связана с ее инвестиционной привлекательностью. “Делить можно по-разному на 10 или на 100 эшелонов, – рассуждает руководитель аналитического отдела ФК “УралСиб” Константин Чернышев. – Но исключение “Сургутнефтегаза” и “Ростелекома” из списка “голубых фишек” не значит, что интерес игроков к ним станет меньше, чем к “ЛУКОЙЛу” или МТС”. Он не сомневается, что новая методика нужна клиентам FIM, но напоминает, что выбор акций на российском рынке ограничен.

“Голубые фишки” – это акции компаний с капитализацией и выручкой выше $2,5 млрд. Стоимость их free float должна быть не ниже $500 млн, разница между котировками покупки и продажи менее 2,5%, а сами бумаги должны входить в индексы MSCI. У эмитентов должны быть ADR или GDR, финансовая отчетность по международным стандартам, независимые директора и налаженные отношения с инвесторами. Ко второму эшелону аналитики относят бумаги эмитентов с капитализацией и выручкой от $500 млн до $2,5 млрд, стоимостью free float – $100–500 млн и спрэдами покупки-продажи 2,5–10%. Компании должны вести отчетность по МСФО, желательно, чтобы у них были независимые директора и программы депозитарных расписок. Для акций третьего эшелона капитализация и выручка компаний составляют $100–500 млн, стоимость free float акций – $25–100 млн, а спрэды 10–25%. Эти компании могут не составлять отчетность по западным стандартам и следить за своей прозрачностью. Четвертый эшелон акций российских компаний, чья капитализация и выручка ниже $100 млн, FIM называет “неинвестиционными” бумагами. Стоимость акций компании в свободном обращении менее $25 млн, а спрэды выше 25%.