“Новошип” отыграет сделку


“Акрополь” стал акционером “Новошипа” в 2002 г., выкупив акции пароходства у фонда “Спутник”. Сумма сделки не раскрывалась, но участники рынка оценивали 17,45% “Новошипа” примерно в $20 млн. В конце 2004 г. банк решил продать акции пароходства и предложил их на откуп самому “Новошипу”. Независимые оценки этого пакета составляли $170–205 млн, но стороны сошлись на $158 млн. А покупателем выступила либерийская Intrigue Shipping, контролирующая почти все суда “Новошипа” (90% дедвейта). Деньгами “Акрополь” получил $12 млн, а на оставшиеся $146 млн Intrigue Shipping передала банку два танкера Suezmaх дедвейтом по 150 000 т каждый. Сделка была оформлена 1 апреля. Танкеры перешли в собственность одной из структур “Акрополя” – NCL Shipping, но остались на техническом обслуживании “Новошипа”.

Но уже в начале мая сомнения по поводу сделки появились у Росимущества. После анализа справедливости сделки ведомство пришло к выводу (копия заключения есть у “Ведомостей”), что сумма сделки завышена в разы. А оплату акций двумя танкерами чиновники расценили как вывод активов, рассказывают два близких к “Новошипу” источника. Президент пароходства Тагир Измайлов говорит, что вопрос об обратном выкупе танкеров поднимался еще в конце мая на совещании в Минэкономразвития. Тогда-то Росимуществу и поручили еще раз разобраться в сделке.

По сведениям близкого к “Новошипу” источника, ведомство предложило три решения: расторжение договора купли-продажи, обратный выкуп танкеров за акции или выкуп танкеров за деньги, которые “Новошип” может выручить от продажи акций стороннему инвестору. Выбор должен быть сделан до 2 сентября: в этот день совет директоров пароходства будет рассматривать вопрос о подготовке обратной сделки, рассказал “Ведомостям” Измайлов. Подтверждают это и в пресс-службе Минтранса.

В “Акрополе” от комментариев отказались. Близкий к Росимуществу источник уверяет, что банк “готов рассмотреть возможность обратной сделки”. Но Измайлов полагает, что без дополнительной оплаты “Акрополь” вряд ли пойдет на это.

“Ситуация может развиваться по трем направлениям”, – рассуждает партнер юрфирмы “ЮСТ” Алексей Попов. Стороны могут расторгнуть сделку по взаимной договоренности либо в принудительном порядке, доказав через суд, что с момента ее заключения условия существенно изменились. Третий вариант – для государства как для акционера: оно через суд может признать сделку ничтожной, доказав несправедливость оценки. А если “зеркальная” сделка будет оформлена с нуля, сторонам заново придется оценивать танкеры и акции, заключает Попов. С начала года акции “Новошипа” подорожали вдвое до $2,1 за бумагу, а танкеры – с учетом последнего снижения фрахтовых ставок – немного подешевели, отмечает аналитик Citibank Дмитрий Виноградов.