Поближе к “Газпрому”


Впрочем, если “Нафтогазу” не удастся договориться с Raiffeisen Investment, он может применить уже испытанное оружие – давление на “Газпром”, рассуждает собеседник “Ведомостей”. Он напоминает, что несколько месяцев назад украинские правоохранительные органы начали масштабную проверку деятельности Eural TG и RosUkrEnergo, в наблюдательный совет которого входят топ-менеджеры “Газпрома” и Газпромбанка. А руководитель Службы безопасности Украины Александр Турчинов заявлял, что проверка выявила “серьезнейшие злоупотребления” в работе посредников, украинский бюджет недосчитался свыше $1 млрд. А в интервью Financial Times Турчинов даже высказал подозрение, что разыскиваемый ФБР Семен Могилевич опосредованно контролирует RosUkrEnergo.

RosUkrEnergo стал третьим по счету посредником по поставкам туркменского газа на Украину через территорию России. Ранее “Газпром” поставлял этот газ через “Итеру”, а потом, до июля 2004 г., через венгерскую Eural TG. Необходимость делиться половиной прибыли от транзита туркменского газа со сторонней компанией давно раздражала миноритарных акционеров “Газпрома”. А весной поучаствовать в разделе прибылей RosUkrEnergo решил “Нафтогаз Украины”. Как рассказывали менеджеры “Газпрома”, “Нафтогаз” предлагал монополии ликвидировать RosUkrEnergo, а затем создать на паритетных началах новое СП по транзиту туркменского газа.

Договориться не удалось, и предправления “Нафтогаза Украины” Алексей Ивченко заявил “Прайм-ТАСС”, что его компания направила Raiffeisen Investment предложение продать свою долю в RosUkrEnergo. Член правления Raiffeisen Investment Вольфганг Пучек сказал “Ведомостям”, что его компания готова “обсуждать продажу всех 50% RosUkrEnergo”.

Возможную цену сделки Пучек назвать отказался, получить комментарии “Нафтогаза” не удалось. Но источник, близкий к руководству украинской компании, говорит, что Raiffeisen Investment готов продать свою долю в RosUkrEnergo не менее чем за $1 млрд. А это кажется Украине слишком высокой ценой. В “Газпроме” считают решение “Нафтогаза” разумным. “Пусть выкупают, если договорятся по цене”, – говорит представитель монополии.

Дмитрий Лукашов из “Атона” считает, что пакет Raiffeisen Investment мог быть оценен в $1–1,5 млрд, если бы это был устойчивый и прозрачный бизнес, подтвержденный долгосрочными контрактами. Но бизнес RosUkrEnergo очень рискованный и полностью зависит от “Газпрома”. Нет никаких гарантий, что “Газпром” не решит ликвидировать эту компанию. Но Лукашов добавляет, что для имиджа “Газпрома” лучше будет, если доходы от транзита туркменского газа он станет делить с “Нафтогазом”, а не австрийской фирмой.